Возродить утраченные технологии и начать собственное производство: новые решения в сфере реставрации архитектурных памятников
При реставрации столичных памятников архитектуры у специалистов есть широкий выбор отечественных материалов. Введение зарубежных санкций стало стимулом для увеличения объемов производства отечественных материалов, разработки новых технологий и открытия производств.
В частности, отечественные мастера в сфере сохранения культурного наследия научились создавать стеклянные кирпичи, технология производства которых в России прежде считалась утраченной. Для фасадов и интерьеров зданий выпускают краски, не уступающие по качеству зарубежным аналогам. Рынок материалов, необходимых для реставрации объектов культурного наследия, все меньше зависит от иностранных поставщиков.
«Отечественные материалы в полном объеме отвечают потребностям реставраторов. Конечно, отрасль развивается, и требуются все новые и новые разработки. Мы уверены, что с учетом имеющейся базы наши технологи будут находить пути и решения», — отметила Юлия Логинова, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы.
Разгадать код Фальконье
Российским мастерам удалось возродить утерянную технологию изготовления кирпичей Фальконье. Этот строительный материал представляет собой закупоренные стеклянные сосуды, из которых собирали окна и перегородки с 1890-х по 1930-е годы. Они пропускали свет, сохраняли тепло и обладали отличными свойствами звукоизоляции. Свое название они получили по имени изобретателя — швейцарского архитектора Гюстава Фальконье.
Перед тем как воссоздать стеклянные блоки, стеклодувы провели ряд исследований, собрали необходимые образцы. Все это позволило определить пропорции и рельеф кирпича.
«Мы отсканировали оригинальные кирпичи, чтобы сделать 3D-модели. По ним выполнили первые образцы из дерева и пластика, затем перешли к стекольным печам. После чего мы освоили процесс укладки, подобрали цементные растворы, не допускающие проседания», — рассказал искусствовед и исторический консультант производства Никита Андреев.
Отечественные кирпичи Фальконье впервые были использованы в 2021–2022 годах при реставрации объектов культурного наследия Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В столице они применялись при работах в доходном доме купца Бабушкина на Садовнической улице, построенном в начале 1900-х годов. Стеклянные блоки здесь использовались в качестве перегородки между парадной и служебной лестницами.
«В здании было утрачено несколько десятков блоков. Пустоты заполнялись оргалитом, который перекрыл доступ дневного света к парадной лестнице. Нам удалось восполнить утраченные кирпичи, не разбирая перегородку полностью», — уточнил Никита Андреев.
В склепе семейства Кноп на Введенском кладбище, сооруженном в 1910-х годах, окно из кирпичей Фальконье освещало лестницу в усыпальницу. Со временем стеклоблоки были практически полностью утрачены. Когда началась реставрация, оставшиеся образцы извлекли для исследования, провели замеры, подобрали цвет стекла. Сейчас кирпичи готовы, их установка запланирована в этом году.
Возрождать технологию выдувания швейцарских стеклянных кирпичей отечественные мастера начали в 2019-м. С тех пор спрос на продукцию только растет, производству ничего не мешает, так как все материалы российского происхождения. По мере обследования памятников эксперты находят все больше стеклянных кирпичей Фальконье, которые теперь есть возможность восстановить.
Не зависеть от импортных материалов
Отечественные производители достойно показали себя и в производстве красок для реставрации объектов культурного наследия. Среди них — компания из Санкт-Петербурга, один из крупнейших производителей и экспортеров материалов для работ с объектами культурного наследия.
«Вопросом импортозамещения компонентов мы занимаемся с 2014 года. Нам удалось найти новых отечественных поставщиков взамен иностранных. В итоге зависимость от европейских импортеров была снижена наполовину. В течение 2022 года мы смогли полностью заменить европейских производителей на российских, китайских, индийских и других, не зависящих от санкций. В наших планах — заменить все компоненты на российские аналоги», — подчеркнула Татьяна Катилова, генеральный директор компании.
Это предприятие также производит эксклюзивные виды пигментов: кадмиевые и кобальтовые.
По словам генерального директора, компания готова занять освободившиеся доли рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) после ухода из России зарубежных брендов и поставщиков. Производитель уже успешно продвигается в этом направлении: по итогам 2022 года объем выпущенной продукции вырос в пять раз по сравнению с 2021-м.
«У рынка ЛКМ в России есть огромный потенциал для развития и роста. В распоряжении российских производителей — объемная и качественная ресурсная база нашей страны, ценные научные кадры, а значит, и реальная возможность выводить на рынок отечественные продукты высокого качества. В настоящее время у нас есть много ответственных и надежных производителей, которые в перспективе могут полностью закрыть все потребности рынка», — добавила Татьяна Катилова.
Компания производит краски для реставрации фасадов и интерьеров памятников архитектуры. Выпускаются также пропитки для камня, материалы для работы по металлу и дереву. Среди отреставрированных столичных объектов культурного наследия — Московский Кремль, здание биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, здание Александровского подворья, арка главного входа ВДНХ, храм Михаила Архангела в Овчинниках, усадьба Покровское-Стрешнево, Центральный дом журналиста, Донской монастырь.
За последние 12 лет в столице отреставрировано уже более двух тысяч объектов культурного наследия. Число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 7,4 раза — с 1325 до 180. Доля объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, выросла с 61 до 96,4 процента.
Свои технологии отечественные производители продемонстрировали на выставке «Импортозамещение в реставрационных технологиях и материалах. Сохранение культурного наследия» в конце прошлого года. Мероприятие в Москве посетили шесть тысяч человек, было представлено более 100 передовых разработок. Теперь такие выставки планируется проводить ежегодно.