Войти в почту

Вернуть прежний облик. Как воссоздают легендарного быка на павильоне «Мясная промышленность» ВДНХ

13 марта состоялся пресс-тур по Выставке достижений народного хозяйства, организованный Информационным центром Правительства Москвы. Выездное мероприятие посвятили реставрационным работам в павильоне «Мясная промышленность». Наши корреспонденты первыми увидели, как выглядит сейчас известнейший бык с его купола.

Вернуть прежний облик. Как воссоздают легендарного быка на павильоне «Мясная промышленность» ВДНХ
© На Западе Москвы

В 2014 году, когда начались масштабные реставрационные работы, все павильоны Выставки было решено сохранить в их изначальном облике 1954 года. Именно эту задачу сейчас воплощают работники в павильоне № 51.

«Изначально павильон назывался «Главмясо». Он был создан в 1954 году и посвящен достижениям министерства мясной и молочной промышленности. Само по себе местоположение павильона очень важно: с одной стороны животноводческий городок, где были живые экспонаты, а с другой - начинается зона отдыха, где представлены питательные объекты, - рассказывает куратор Музея ВДНХ Павел Нефёдов. – Его внешний вид - это то, что запоминается, конечно, всем посетителям ВДНХ: гигантский бык с рабочим, который стоит на крыше, большое количество быков в оформлении самого здания... Архитекторы и скульпторы дали волю фантазии, и здесь достаточно много античных, мифологических мотивов. Человек и бык – это мотив, который с античных времен вдохновляет художников и скульпторов , и здесь он очень ярко представлен».

ПРОИЗВОДСТВО СОСИСОК КАК АТТРАКЦИОН

Интерьер павильона очень хорошо сохранился, и это уникально для Выставки. С годами тематика различных локаций менялась, и старые оформления просто убирали или закрашивали. Здесь же все удалось сохранить, потому то его направленность оставалась неизменной.

«В наше время такая прозаичная история, как мясная промышленность здесь представлена практически в дворцовых интерьерах, - улыбается Павел, - Парадная лестница, залы, похожие на бальные, помещение, напоминающее дворянское поместье… И при этом всё это посвящено таким простым вещам, как как мясная промышленность, и на первом этаже стояли действующие линии, которые показывали производство сарделек, сосисок, пельменей. По временам всё это было большой редкостью, потому что хозяйки готовили вручную. А здесь можно было увидеть, как такие продукты производятся промышленным образом. А на втором этаже - их попробовать. Этот павильон был выставочным, торговым и дегустационным одновременно. И понятно, что в советские времена, когда мясная продукция была огромным дефицитом, для людей всё это было необыкновенным аттракционом».

В ЦЕНТРЕ ЗАЛА ЗАБЬЕТ ФОНТАН

Оформление павильона действительно больше напоминает дворец, чем лавку мясника или деликатесный магазин. Два шикарных зала на первом этаже и два - на втором, на входе двухцветный вестибюль, отделанный мрамором. Парадный зал - облицовка панно из керамической плитки, картины художника-анималиста Трофимова. Плитка, которая имеет бриллиантовый руст (обработка блоков фасада в виде многогранников, напоминающих ограненный бриллиант) имела значительные утраты, примерно в 30 процентов. В данный момент она полностью восстановлена, и сейчас эти панно имеют завершенный вид. Идут работы по реставрации пола из нетлахской плитки, прокрашенной так глубоко, что покрытие не стирается годами.

«В дегустационном зале ресторана проведена обработка потолков, отреставрированы три бронзовые люстры, лепнина потолочного карниза, - объясняет архитектор Сергей Куприянов. – Сейчас ведутся работы по монтажу деревянных панелей, которые будут идти по периметру зала. В центральной части будет зеркало и уже сейчас видно основание под фонтан. Там была утрачена скульптура Трофимова, сейчас эта композиция восстановлена по историческим фотографиям, она будет иметь свой первоначальный вид. Витражи были расчищены от ржавчины, конструкция не менялась.

Главной точкой сосредоточения внимания на первом зале является вводный зал с мраморным полом и лестницами. В центре его – огромная розетка под потолком. В темное время суток фонарь, над которым как раз и установлена известная скульптура человека с быком, освещает свыше ста ламп мощностью около 300 ватт. По углам восемь керамических панно, на которых изображены крупнейшие мясоперерабатывающие советские заводы.

Кессоны, прямоугольные членения потолка, хранят старинные светильники. В некоторых местах в них подлинные матовые стекла 1954 года.

В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ У БЫКА РАСТЕТ ШЕРСТЬ?

Отдельная часть пресс-тура прошла в павильоне №64 «Оптика». Именно здесь работает проект «Быки».

Идея именно в том, чтобы сделать центральную фигуру павильона, а также воссоздать двух быков, которые не сохранились, и поставить их на те места, на которых они стояли перед павильоном, говорит Павел Нефёдов. - Они были созданы ещё в 30-е годы и разрушились. Это неудивительно, потому что в те времена основным материалом был бетон и с годами он приходил в негодность. Когда строился ВДНХ, никто не думал, что скульптуры создаются на десятилетия. Сейчас это всё делается в современных технологиях, в расчете на более долгую жизнь этих экспонатов.

В образе будущего быка важно всё, даже направление роста его шерсти.

«Я считал, что важно движение быка, а, значит, шерсть была немного под наклоном, как бы подхватывая его, но меня одернули, сказали: «Смотрите, как на фотографиях, там она вертикальная», - вспоминает руководитель проекта «Быки» Юрий Вайс. - Было также несколько вариантов ушей. Сейчас я ищу окончательный вариант шевелюры. Она не должна быть не наложенным объемом, а тем, который вырастает и органично связывается. Эта масса нарастает к рогам, и тогда единым комплексом смотрится ухо, рог, часть головы. Очень важно, чтобы они не казались приставленными отдельно, и за этим всё время надо следить и поправлять, эти детальки должны сродниться. Может быть, не так строго можно соответствовать в мелочах, но важно, чтобы образ этого мощного животного с этой его характерной, напряженной, несколько агрессивной позой получился».

Над быком работали три скульптора Андрей Смольянинов, Станислава Смольянинова и Ангелина Горпиненко. Вначале его лепили в пластилине, в масштабе 1:6, потом создавали в размере 1:1 в глине. Далее комиссия оценила работу, выявила ошибки и с 3-4 раза утвердила итоговый результат. После по форме, снятой с глины, отлили мастер-модель в гипсе, и её мастер уже доводит до состояния, когда можно будет снять чистую форму и отлить в окончательном материале, в бетоне. Поэтому этап очень важен и требует тщательной доводки. Работа продолжается уже 6 месяцев.