Дом за рубль, или Почему в Томске из обломков вырастают прекрасные терема

Проект "Дом за рубль" предназначен в первую очередь для предпринимателей: они получили возможность за свой счет отремонтировать старинные дома под собственные нужды и получить льготу по арендной плате. Сначала они платят полную стоимость аренды здания, после разработки проектной документации арендная плата снижается до 10%, а по окончании ремонтно-восстановительных работ — до 1 рубля за дом. Срок договора льготной аренды — 49 лет. Льготы устанавливаются и по аренде земельного участка, на котором расположен восстанавливаемый объект.

Дом за рубль, или Почему в Томске из обломков вырастают прекрасные терема
© ТАСС

Городские легенды

​​​​​​Прогуливаясь по историческому центру Томска, можно увидеть яркий контраст: стоящие по соседству современные дома, здания советской архитектуры и совсем рядом — деревянные. Иногда красивые, с изразцами и "деревянным кружевом", а иногда запущенные, полуразвалившиеся, заколоченные, словно после пожара. Часто такие дома — объекты культурного наследия, их стараются не сносить, а восстанавливать, пусть и медленно. Последнее время прогресс стал заметнее.

"В Томске находится около тысячи деревянных домов — памятников федерального и регионального значения, а также объектов так называемой фоновой застройки. Город проводит работу с этими объектами по разным направлениям, в том числе изыскание средств на ремонт за счет муниципальных программ, за счет средств Фонда по капитальному ремонту, передача в аренду по программе "Дом за рубль". Мы планировали, что по этой программе до 2024 года мы разыграем на аукционе, отдадим инвесторам 50−60 домов на восстановление. Конечно, было бы здорово, если бы мы по 50−60 домов в год "разыгрывали", — рассказал и.о. мэра Томска Михаил Ратнер.

Сейчас в городе восстановлено уже семь домов, в процессе — около 40, все они расположены в разных местах города. На днях мэрия выставила на торги 16 домов, аукционы по ним пройдут 29 марта, а в ближайшие месяцы в списке появится еще три исторических объекта. И у каждого дома есть своя история.

Дом на проспекте Кирова, 27а расположен в центре города — двухэтажное деревянное здание несколько лет назад преобразилось одним из первых.

В конце XIX века его строили как поместье для купца Швайковского. После раскулачивания в здании квартировали военные, с годами без должного внимания оно ветшало и к 1990-м годам пришло в удручающее состояние.

"Когда начались глобальные работы по восстановлению, мы стали снимать огромный слой штукатурки, пока не добрались до кирпича. И здесь мы обнаружили, что не все кирпичи уложены ровно, здесь была как будто бы какая-то арка. Начали снимать полы, копать грунт и нашли подвал, об этом помещении никто не знал", — рассказывает Михаил Угольков, управляющий рестораном "Нарым", который расположен на цокольном этаже.

Вместе с ним мы спускаемся в подвал — сейчас это винный погреб — и видим несколько шахт, уходящих куда-то в сторону и вниз. Они надежно укреплены кирпичом, явно образовались здесь не просто так. Меня так удивило это сооружение, что я, засмотревшись, не успела пригнуть голову и больно ударилась.

Среди горожан ходит легенда о том, что всю историческую часть города пронизывают многокилометровые таинственные подземные катакомбы, которые народ окрестил "томским метро". И то, что мы видим, может быть одним из выходов в туннель.

"Очень много споров, что это такое и зачем оно надо. Возможно, это был какой-то альтернативный выход из поместья, возможно, логистическая шахта, кто-то говорит, что сюда лед складывали, то есть как холодильник использовали, или что это "вентиляция". Мы проверяли — шахта уходит вниз на достаточно серьезную глубину, практически на высоту пятиэтажного дома. И все это выложено кирпичом с металлическими упорами. На дне просто грунт. Возможно, какая-то часть стены была обвалена", — рассказывает Угольков.

По его словам, это вряд ли был "холодильник" или кладовая. Во время постройки дома кирпич был в дефиците — его везли из центральной части России. Построить такую конструкцию было не только трудозатратно, но и очень дорого. Однако до сих пор ни одно предположение по поводу предназначения шахты не подтверждено.

Весь цоколь дома кирпичный, а еще два этажа — деревянные. Гуляя по зданию, можно увидеть брусья и кирпичи, которые изначально использовались при его постройке. Концепция восстановления домов такова, что все материалы максимально используются при реставрации. И люди, арендующие помещения, не стремятся скрыть, а наоборот, оставляют естественную отделку стен, вписывая ее в свой интерьер, делая его, таким образом, уникальным.

Для местных и для туристов

Как рассказала экскурсовод Дарья Павлова, восстановленные дома своей аутентичностью нередко привлекают и жителей города, и туристов. Например, около здания на улице Октябрьская, 30 можно увидеть экскурсионные группы. Построенный в конце XIX века дом восстановили одним из первых: выкрасили в светло-голубой цвет и вернули утраченный в 1980-е годы ажурный парапет с солярным знаком (декоративным мотивом в виде круга или полукруга, равномерно разделенного на сектора; символизирует вечное движение Солнца и Земли либо взаимосвязь и бесконечность всего сущего). Сейчас там частные апартаменты, поэтому посмотреть изнутри не получится.

Зато можно прогуляться по другому дому — на улице Пушкина, 24. Здесь после реставрации открыли общественное пространство, куда можно прийти, чтобы выпить чаю или узнать что-то новое на мероприятиях.

"Очень символично, что дом восстанавливали четыре года — примерно столько же ушло на его строительство, законченное в 1899 году. Здесь была чайная. Она располагалась на транспортном узле: выезде на Иркутск и дальше — в Китай. Раньше путь из Москвы на Восток пролегал именно через Томск. Поэтому здесь часто останавливались путешественники, чтобы выпить чаю и остановиться на ночлег", — рассказывает Павлова.

По ее словам, как раз на втором этаже, вероятнее всего, и сдавались квартиры. На первом, как и сейчас, была чайная. Здесь тоже есть каменный подвал, но в нем никаких шахт не нашли.

Позже по соседству появился кирпичный дом, причем расположен он вплотную к деревянному, поэтому прямо внутри дома можно увидеть каменную стену. Она сохранила следы пожара — в 2012 году дом на Пушкина, 24 сгорел.

При восстановлении домов внимание также уделяется внутреннему убранству и отделке. Например, в этом доме сделали подзор — это декорированный край карниза под потолком. А посреди первого этажа стоит настоящая русская печь. Ее и сейчас используют не только для создания атмосферы, но и для обогрева помещения.

Сложнее, чем кажется

Если вечером свернуть с главной улицы города — проспекта Ленина — на небольшую улочку, можно увидеть еще один деревянный дом, выделяющийся ярким пятном. Он буквально горит иллюминацией. Здесь восстановительные работы в разгаре, инвестор планирует закончить их уже в этом году.

Дом на Савиных, 10а был построен также в конце XIX века и связан с именем российского исследователя Арктики Николая Урванцева, который учился в Томском технологическом институте (ныне — Томский политехнический университет) и входил в команду профессора Владимира Обручева — автора известного романа "Земля Санникова".

По словам инвестора Алексея Будникова, этот дом — памятник регионального значения, поэтому восстанавливать его было сложнее, чем просто деревянный дом. В этом случае все должно быть сделано максимально близко к оригиналу, поэтому он с командой организовал собственную столярную мастерскую. Сначала она располагалась прямо в доме, а после они сняли отдельное помещение неподалеку.

"Мне просто это интересно, — признается Будников. — И есть какой-то момент строительной самореализации. Я к тому, что любому мужчине хочется, руки чешутся что-нибудь построить, что-то сделать. Я для себя нашел такое занятие. Мне нравится, что можно что-то подумать, оптимизировать процессы, где-то что-то подсмотреть, вычитать, разобраться, как что сделать. Иногда консультируемся с реставраторами... Это такой клубок новых знаний, умений. Мне уже сложно представить себя без этого".

Мы заходим в столярную мастерскую, где нас моментально окутывает запах свежеспиленного дерева. Заготовки большей части внешней отделки дома уже готовы и ждут своей очереди. "Помимо всего, мы сейчас здесь делаем даже крыльцо и балкончики. Делаем и красим прямо здесь, на улице пока холодно. Уже потом по весне готовые элементы будем собирать прямо на доме", — рассказывает Алексей.

Пока мы рассматриваем уже готовые части отделки, заходит плотник. С собой у него книги о декоративных элементах, которыми раньше украшали жилье. Мужчина начинает аккуратно перелистывать страницы, не выпуская книг из рук. Там мы находим значение элементов, что будут восстановлены на доме на Савиных, 10а, — знаки "земли и поля". Они символизируют "навь", то есть настоящее, "жизнь сейчас на земле". А верхнюю часть дома украсят традиционные символы солнца.

 

Внутри сейчас вовсю идут строительные и отделочные работы, уже к лету здесь откроется хостел.

Мы поднимаемся на второй этаж и видим следы от пожара — он случился уже во время восстановления в 2022 году и существенно затормозил работы. Судя по всему, причиной стал поджог, но виновного так и не нашли. Несмотря на это, команда не сдалась и продолжила работы по восстановлению, а местные жители помогли материалами и деньгами.

По соседству с этим домом стоит еще один, который Алексей также взял в работу по программе "Дом за рубль". К нему тоже планируют приступить уже в этом году.

"Ввязался во что-то серьезное"

Ряд домов на улице Гоголя были построены в конце XIX — начале XX века и являются объектами фоновой застройки. Они входят в комплекс исторической усадьбы купца Акулова. Их взяли под свое крыло местные предприниматели, и этот проект стал первым "семейным" в программе.

"Когда видишь уже собранный дом с крышей, становится немного страшно, наверное, трепетно. Когда они были маленькие, черненькие, полуразрушенные, они смотрелись меньше. Куча мусора, свалка — впечатления никакого. А когда расчистили территорию, убрали мусор, когда собрались уже дома — тут-то и понимаешь, что ввязался во что-то серьезное", — улыбается одна из инвесторов — Анастасия Альпет.

Она очень рада программе. "Еще 20 лет назад эти дома просто сровняли бы с землей и поставили торговый центр. Хочется верить, что эту изюминку Томска сохранят, такой милый центр все-таки должен остаться, чтобы стать и местом для туристов. Если дома постоянно поддерживать, ремонтировать, а не раз в сто лет, то они могут стоять очень долго. Есть надежда, что теперь все поменяется в лучшую сторону", — уверена Альпет.

Усадьба, которую восстанавливает семья, состоит из пяти домов. "Можно задействовать внутренний дворик, например, на мероприятия. Это место может стать местом притяжения томичей. Сейчас мы уже собрали почти два сруба — они должны еще около года отстояться. Потом можно будет заниматься внутренней отделкой. Под еще один дом уже залили фундамент", — рассказывает Альпет.

После пожара от домов мало что осталось, но уцелевшие аутентичные бревнышки можно увидеть в новых срубах. Наличников и декоративных элементов тоже почти не осталось, поэтому восстанавливать их приходится по старым фотографиям. Планируется реконструировать и печи. На восстановление каждого дома инвесторы закладывают около 10 млн рублей.

"Декоративные элементы восстанавливать очень сложно, их будем делать сами, искать мастеров — по примеру инвесторов, которые восстанавливают дом на улице Савиных. Вообще, во всем сложности: пандемия, стоимость стройматериалов… Даже найти подходящее дерево не просто, несмотря на то что мы живем в Сибири. Бревна должны быть достаточно широкого диаметра, крепкими, чтобы дом прослужил еще долго", — говорит Анастасия.

Внутреннее убранство тоже планируется частично восстановить, например, поставить мебель того времени. Чтобы "внешний и внутренний облик соответствовали друг другу".

"На данном этапе нам очень нравится. Это такой немного авантюризм — что же получится. Мы много мечтаем: что мы потом покажем детям. Возможно, часть помещений будем сдавать. Хочется, чтобы там было что-то для детей, для молодежи", — отмечает Анастасия Альпет.

Связь с историей

Многие инвесторы, которые берут на восстановление дома, признаются, что для них это не просто коммерческая история. Для кого-то это интересный опыт, кто-то реализует свою мечту "работать руками" или "построить дом". Причем некоторые восстанавливают уже не первое здание: заканчивают одно и принимаются за следующее — процесс, говорят, затягивает.

"Благодаря усилиям арендаторов "домов за рубль" город стал красивее и появилась надежда, что уникальность Томска можно сохранить. Но время вносит свои коррективы, и спустя семь лет нужны новые условия для продолжения этого процесса. Время показало, что это не коммерческий проект, а личный вклад каждого участника в развитие Томска", — говорит хозяйка пространства в доме на улице Пушкина Светлана Хмельницкая.

Городские власти все время работают над улучшением проекта, расширяя программу и давая все больше возможностей и льгот для инвесторов. Пока что к этому подключаются только местные предприниматели, возможно, потому, что чувствуют свою близость к наследию Томска.

"На экскурсиях мы привыкли рассказывать о том потенциале, об облике старого Томска, который был заложен и формировался городскими купцами и золотопромышленниками. Очень важен прошлый опыт. И важно, что такие примеры появляются сейчас. Ведь арендаторы этих домов сегодня создают историю, вкладывают не только свои средства, но и трепетное отношение к наследию, свою любовь к городу. Сегодняшние меценаты — это часть культурного кода Томска", — говорит Дарья Павлова.

Анна Глушенкова