Старые лифты предложат менять по новой схеме

В России может появиться Единый реестр лифтов и Единый оператор замены лифтов.

Старые лифты предложат менять по новой схеме
© Российская Газета

Вместе с Минстроем, Минпромторгом и профессиональным сообществом ДОМ.РФ разрабатывает ряд инициатив, направленных и на поддержку лифтовой отрасли, и на ускоренную замену изношенных лифтов, рассказал гендиректор ДОМ.РФ Виталий Мутко на Совещании производителей лифтового оборудования.

В частности, предполагается создать Единый реестр лифтов на базе Единой информационной системы жилищного строительства. Это обеспечит прозрачный процесс замены лифтов по всей территории России, доступ к сведениям о лифтах в режиме реального времени. Информация реестра позволит анализировать состояние лифтов и составлять планы их замены.

У заводов есть еще одна давняя мечта - создание Единого оператора, который бы занимался приобретением лифтов для капремонта и госпрограмм в целом, отметил один из представителей заводов. Такой вопрос обсуждается, пояснил президент "Евразийской лифтовой ассоциации" Олег Никандров.

Также, по мнению Мутко, необходимо внедрять новые механизмы финансирования замены лифтов и переходить на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей.

В начале года Щербинский лифтостроительный завод предоставил рассрочку на пять лет Нижегородской области на замену 2400 лифтов. Это резко увеличило показатели замены лифтов в нынешнем году - к 15 марта в целом по стране были проведены аукционы на замену 4836 лифтов в 31 регионе, тогда как в 2022 году за тот же период была разыграна на торгах замена лишь 1349 лифтов в 27 регионах.

Сейчас рассматривают такой механизм замены лифтов еще несколько регионов, сообщили в ДОМ.РФ. Это Ростовская, Волгоградская, Тюменская, Калужская, Архангельская, Калужская, Магаданская области, Хабаровский, край, ХМАО, Карелия и Москва.

Подобная программа, когда регионы через сотрудничество с банками получали рассрочку до пяти лет на замену лифтов, работала несколько лет назад, говорит первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. Погашать кредит нужно было взносами на капремонт в следующие годы. Программа постепенно набирала обороты, но из-за пандемии ее объемы уменьшились. Любая помощь для потребителя - это, конечно, благо, и хотелось бы, чтобы и остальные производители могли пользоваться такими возможностями, считает эксперт.

Осенью прошлого года российские производители опасались, что на рынок хлынут лифты китайского и турецкого производства. Пока этого нет, констатировал Никандров, хотя динамика наблюдается.

Между тем, к лифтам из Китая возникают вопросы. Как рассказал Захаров, есть информация, что в Китае срок службы лифтов - до 14 лет. Однако при сертификации их для поставок в Россию появляется срок в 25 лет. Возникает вопрос обмана потребителя, считает Захаров. В Минпромторг недавно поступила такая информация, "включились в работу", сказал Иван Трощенков, заместитель директора Департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга.

Обсуждается и повышение таможенных пошлин на лифты из Китая, сообщил представитель Минпромторга. Лифты для обычных зданий, не небоскребов, наши производители делают в достаточном количестве, заверили представители заводов.

В прошлом году, по данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы, доля импортных лифтов среди запущенных в эксплуатацию выросла до 33,4% (годом ранее было 25%). Однако большей частью это лифты из Беларуси. Поставки лифтов из Китая выросли в полтора раза, но в целом заняли лишь 8,8%, из Турции увеличились втрое, но заняли около 3%. Лишь 86 лифтов (0,22%) были привезены из Кореи и один лифт - из Узбекистана.

Как ранее сообщали в Минстрое, до 2025 года требуется заменить порядка 85 тысяч лифтов (61 700 с уже истекшим сроком годности и 23 700 тех, у которых срок годности вскоре истечет). При этом только в 22 регионах в планы по капремонту включены все лифты, требующие замены. В большинстве регионов не планируется заменить большую часть изношенных лифтов, около 50 тысяч лифтов не попали в программы капремонта на ближайшие годы.

В Минстрой поступают многочисленные просьбы возобновить финансовую поддержку замены лифтов, которая ранее проводилась за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, говорил замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько. Минстрой запрашивал необходимые для этого 58 млрд рублей, которые позволили бы решать эту задачу в том числе с помощью механизмов факторинга. Однако такое решение принято не было и пока этот вопрос продвинуть не удастся, считает замминистра.

"Перед лифтовой отраслью стоит важная задача: в течение двух лет необходимо заменить все устаревшие лифты в стране. Это вопрос безопасности людей, - подчеркивает Виталий Мутко.- Современные подъемники нужны и в новостройках. Общими усилиями наших производителей отрасль способна обеспечить регионы и застройщиков необходимым объемом отечественного оборудования. Вместе с тем на повестке и меры поддержки добросовестных участников рынка, например, через прямые закупки регионами лифтов у отечественных предприятий. Производители должны быть центрами прибыли, которую они смогут направить на развитие, выплату зарплат и соцподдержку сотрудников".