Новый владелец площадок в Ленинградской и Кировской областях, компания «Лузалес», планирует запустить их на полную мощность в июне. На одной из них уже точно будут выпускать мебель для школ и детских садов. Причем делать столы и стулья будут не из древесно-стружечных плит, а из цельной доски.
Что о ситуации и о новом профиле думают работники? Говорит организатор профсоюза лесных отраслей, координатор в «Икеа Индастри Тихвин» Александр Илларионов:
— Работники готовы производить хоть мебель для космонавтов, если компания гарантирует им занятость. Был опрос, где работники сказали, что хотят сохранить занятость, зарплату, ДМС и социальный пакет в том объеме, который у них есть. Если компания — «Лузалес» или «Слотекс» — выполнит это условие, то все что угодно. Даже уже есть поговорка — IKEA, «Слотекс», «Лузалес» — зарплата, социалка, ДМС.
— Как вы считаете, почему сделан выбор не в пользу корпусной мебели, а в пользу школьной?
— Я могу только свое личное мнение высказать. Речь идет о том, что госзаказ, как и госконтракты — всегда лакомые доли, поэтому почему бы и не попробовать в этой области? Тем более, у нас как раз это может быть очень хорошей нишей для развития мебельного производства, если оно действительно будет таковым, если решат менять всю мебель централизованно в стране. Может быть, они что-то об этом знают, поэтому речь идет о значительном объеме.
В апреле-мае у предприятия в Тихвине будет переходный период, а с июня оно должно выйти на полную загруженность. При этом численность коллектива должна стать такой же, какой была в предыдущие месяцы. Как новый профиль завода оценивают коллеги по мебельному бизнесу, комментирует основатель и владелец интернет-магазина Divan.ru Антон Макаров:
— Почему выбор школьной мебели, я думаю, понятно только акционеру. Возможно, есть какие-то договоренности, контракты, понимание и потенциал, какая-то экспертиза.
— Как вы считаете, смогут ли предприятия быстро восстановить прежние мощности?
— Меньше половины мощностей было направлено на российский рынок, больше половины было направлено на европейский рынок Польши и далее. Мощности производственные довольно-таки большие. Надо понимать, что они были заточены на продукцию эконом, серийную, высокую производительность. Если производить другую продукцию, к примеру, школьную мебель или еще что-то, но с дополнительной, добавленной ценностью, с большей маржинальностью, из-за чего будет вынуждена снизиться производительность труда, то есть меньше выпуска, меньшая мощность.
Сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий был уверен, что развитие бывшего предприятия IKEA будет идти в именно таком направлении:
Максим Валецкий сооснователь мебельной компании Mr. Doors «Как устроены фабрики IKEA? Это фабрики с мощным дорогим оборудованием, предназначенные для выпуска однотипной продукции для многих стран. В России нет рынка для такого количества однотипной продукции. Но российский рынок, как и большинство рынков мебели, — это рынок среднесерийной, малосерийной продукции и в большой степени рынок на заказ. Заводы IKEA производили мебель не только для России, но и для многих стран. Чем дешевле делается мебель, тем более сложное и дорогое нужно оборудование. Переналадить их, сегодня делать одно, завтра другое невозможно. Коммерческого рынка для таких объемов, как производили эти фабрики, в России просто нет физически. Я ожидал, что появится какой-то большой госзаказ, но вот он и появился. Я думаю, что еще через какое-то время выяснится, что за этой сделкой стоит какая-нибудь большая госкорпорация, которая не вылезает сейчас, потому что IKEA не взяла бы деньги от госкорпорации. IKEA была разборчива в тех, кому она продает. Она хотела, чтобы это были коммерческие мебельщики. Я думаю, что через год или два, когда истечет срок договоренностей, владельцем станет, допустим, Ростех».
Сейчас представители нового собственника находятся на второй площадке в Тихвине, где также встречаются с работниками и руководством. Планы на эту фабрику пока не обнародовали. В последние месяцы ее коллектив неделю работал и столько же находился в простое. Часть сотрудников не выдержала неопределенности и перешла на вагоностроительный завод в том же городе.