"Мосэнергосбыт" опубликовал графики бесплатной замены электросчетчиков

До конца года энергетики бесплатно поменяют 410 тыс. электросчетчиков, из них 247 тыс. - в Москве, остальные - у жителей Подмосковья. Когда это произойдет и как не попасться на уловки мошенников?

"Мосэнергосбыт" опубликовал графики бесплатной замены электросчетчиков
© Российская Газета

Новые приборы не дадут жильцам жульничать

Напомню, основной поставщик электроэнергии в квартиры сейчас - "Мосэнергосбыт". Он и отвечает за учет расхода электроэнергии в жилых домах. Поэтому жителей России освободили от расходов по замене и поверке электросчетчиков. Единственное, что они обязаны делать, - раз в месяц предоставлять данные о расходе электричества.

"Мы меняем приборы, когда истекает межповерочный интервал или само устройство приходит в нерабочее состояние, - рассказал "РГ" представитель "Мосэнергосбыта" Андрей Гусев. - Менять будем во всех округах, но не скопом: в одном доме можем поменять всего несколько приборов, а в другом - почти все. Это зависит от самого электросчетчика, его работы и заканчивается ли у него срок эксплуатации".

Как отметил Гусев, в среднем межповерочный интервал у этих приборов составляет 16 лет, а заканчивается срок службы через 30 лет.

Примечательно, что далеко не все рады предстоящей замене счетчиков. Причина объясняется просто: новые устройства не дадут жульничать.

"На старый однотарифный прибор можно было поставить жучок и скрутить "лишние" ватты - говорит Гусев. - На современных электросчетчиках сделать это не удастся, а некоторые модификации вообще сами передают данные о расходе электроэнергии в управляющую компанию. Так что клиенту не придется даже снимать показания".

Как отличить электрика от мошенника

Прежде чем отправить электриков на место, "Мосэнергосбыт" предупреждает управляющую компанию дома, а она в свою очередь уведомляет об этом жителей. Меняют приборы сотрудники подрядной организации ("СтройЭнергоКом"). Отличить их от мошенников, которые пытаются проникнуть в квартиры, пользуясь заменой счетчиков, просто: одеты они в спецодежду бело-синего цвета, у каждого есть удостоверение компании, документы на замену прибора учета электросчетчика по конкретному адресу со всеми данными старого прибора и последними переданными показаниями. В руках у электрика - чемоданчик с инструментами, коробками с электросчетчиками и планшетом со специальной программой.

Но большей частью в городе при замене счетчиков и не требуется входить в квартиру - 90% электросчетчиков установлены в щитках на этажах подъездов. Значит, можно и не присутствовать во время замены прибора. Но умные люди советуют все-таки побыть при этом и получить документы на новый счетчик. Тем более, потратить на это придется всего минут 20.

Сначала электрик снимет показания со старого счетчика, затем отключит его. Поставит новый, запишет показания и опломбирует. Уведомление о замене прибора с показаниями демонтированного и нового вручит жильцу.

Тарифный план у потребителя не меняется при замене счетчика

"Тут же мастер занесет всю информацию в программу. В течение 20 рабочих дней данные о приборе учета будут загружены в базу данных и появятся в личном кабинете клиента, - рассказывает Гусев. - Только после загрузки данных потребитель сможет передавать показания и оплачивать начисления. А счет будет выставлен на дату снятия показаний старого прибора учета и плюс показания нового счетчика".

Если электросчетчик стоит в квартире, присутствие владельца необходимо. О времени прихода мастера договариваются через управляющую компанию. Если это не получается, электрик оставит уведомление со своими контактами, проинформировав об этом управляющую компанию.

Когда выбора все равно нет

Поскольку счетчики устанавливают бесплатно, то и выбирать модель жильцам не приходится. Чаще всего ставят сейчас отечественные многотарифные, которые выпускает Череповецкий завод. Тарифный план у потребителя остается таким же, каким и был до замены. Например, если был однотарифный план, а счетчик поставили многотарифный, стоимость ночного, дневного и вечернего времени считать будут одинаково.

"В дальнейшем потребитель может заменить тариф на более удобный для него, - добавил Андрей Гусев. - Если потребитель заметил, что прибор перестал работать, нужно отправить заявку в "Мосэнергосбыт". По закону на замену прибора отводится полгода. Все это время клиенту будут выставлять счета на основе средних показаний по потреблению в предыдущие месяцы. Замена счетчика произойдет вновь за счет "Мосэнергосбыта".

Предстоит ли в вашем доме замена приборов, можно посмотреть на сайте "Мосэнергосбыта". Для этого в поисковой графе достаточно ввести район, улицу и номер дома. Адрес: mosenergosbyt.ru/common/about9/grafiki-besplatnoy-zameny-priborov-ucheta/

Кстати

Жители столичного региона теперь чаще становятся должниками по уплате за электроэнергию. По итогам 2022 года суммарный долг увеличился на 4,9 млрд рублей и составляет сейчас 21,3 млрд рублей.