Тюменец перенесет на новое место старинный дом

Урбанисту и экоактивисту Дмитрию Велижанину тихо-спокойно не живется - то он спорит с недобросовестными исполнителями проектов благоустройства города, то вновь раскручивает общественную акцию. А в феврале Дима затеял новое дело, которое всколыхнуло интернет: по выходным, а иногда и по будням после работы в проектном бюро кропотливо разбирает старинный дом за Свято-Троицким мужским монастырем. Пятистенок, которому по разным признакам полтора века, обильно украшенный по фасаду пропильной резьбой, напоминающей каменный модерн, с богатыми воротами и наличниками, ждала незавидная участь, но он обретет новую жизнь. Велижанин перевезет его в другой район, по поводу чего договаривается с бизнесом. У Тюмени нет подобного опыта, если не считать домик с попавшей в КРТ улицы Камышинской - его сняли с насиженного места, чтобы установить в Речпорту.

Тюменец перенесет на новое место старинный дом
© Российская Газета

- Фотолетописцы уходящей Тюмени Сергей Бушуев и Нина Загребина неоднократно сообщали в соцсетях про дом на Подгорной. Мол, хозяин строит новье, а старье, доставшееся от дедов, планирует убрать. Я откликнулся: давайте заберу ворота и наличники. А потом подумал: если сохранять, то все вместе. Тем более давно хотел свой деревянный дом, а тут, считай, уникальный образец, - рассказывает Дмитрий, подцепляя рукой лущеную дранку в углу в почти раздетой до бревен горнице.

Оказалось, собственник Александр долго не мог решиться на снос семейной колыбели - даже стройку застопорил. Задумали так: Велижанин разбирает пятистенок, перевозит, собирает и поддерживает в нем жизнь. Наверняка раритету с Подгорной такое будущее и не снилось…

Зимой Дмитрий занимался воротами и фасадом. Весной добрался до внутренностей - чистил стены и потолок от дранки и мха, выдергивал кованые и рубленые гвозди. И вот почти добрался до крыши, а там- слой глины в 15 сантиметров. Чтобы убрать природный утеплитель, понадобятся машины. Иногда урбанисту помогают фотографы, краеведы, эковолонтеры, сам хозяин. Освободить участок планируется к лету.

Поняла, что за несколько месяцев тесного общения вы в этот дом крепко влюбились. Какие тайны он вам открыл?

Дмитрий Велижанин: По документам его построили в 1940 году. Но сруб старше на 50-70 лет - видно по обветренным бревнам. Скорее всего, домик уже перевозили. А может, не один раз. Очищая стены, обнаружили два забитых окна в горнице, то есть изначально их было пять. Все углы прямые, а один полукруглый. Вероятно, красный. Кирпичи с клеймом артели "20 лет Октября". Карандашная надпись "Казанская, 34" - улица неподалеку… Печь. Калитка размером со створку ворот - широкая очень. Вроде мелочи, но по ним воссоздается картинка из прошлого. Для меня тут энергетика хорошая - работается спокойно. А вот у телевизионщиков, приезжавших снимать сюжет, камера отказала.

Думается, для Тюмени середины прошлого века дом был слишком нарядным, заметным.

Дмитрий Велижанин: Так и есть. В 1957 году о нем писали в газете, в 1977-м - включили в видеофильм "Деревянная сказка Тюмени". Человек, который украшал ворота, калитку, наличники, обладал безупречным вкусом, чувствовал гармонию и был мастером с большой буквы - орнаменты сделаны ручным рубанком. На Подгорной, кстати, стояли еще два здания в похожей стилистике. Очевидно, над ними корпел один резчик.

Наверняка самое сложное - восстановить утраченные или испорченные элементы?

Дмитрий Велижанин: Да, реставрация - глобальный участок работы, долгий, трудоемкий, дорогой. Но есть знания и опыт. Шиферную крышу заменю деревянной - она такой и была изначально. Нужно купить или найти на разборе несколько венцов, запастись рубероидом и доской. Фундамент сделаю на винтовых сваях. Речь не о миллионах, а о нескольких сотнях тысяч рублей. Помощь понадобится.

Если все срастется, дом переедет в красивое место в центре города. Идей много: креативное пространство, музей, мастерская. Новое в старых стенах - это, если хотите, трансляция вечных ценностей про род и родину, национальную память и идею. На Востоке есть концепция видения красоты в обыденном, примелькавшемся, пожившем. Она мне по душе. Кстати, точный возраст и место рождения бревен определим позже благодаря биомет-рическому методу учета древесины, разработанному нашим земляком Андреем Николаевым.