Розы в тарелках. Шедевры из коллекции Юсуповых перебрались в Серпухов
В Серпуховском историко-художественном музее открылась выставка "Юсуповы. Род, история, коллекции". В подмосковном музее попробовали объять почти вселенную - представили биографии лучших людей своего времени на отрезке в 500 лет и в обрамлении 500 экспонатов. Все - из музея-заповедника "Архангельское", которое Юсуповы приобрели не столько для проживания, сколько для удовольствия, как дом для шедевров искусства. А всего в коллекции "подмосковного Версаля" 36 тысяч предметов - и это далеко не все, что принадлежало Юсуповым и хранилось в Юсуповском дворце на Мойке, палатах Волковых-Юсуповых в Москве, усадьбе в Ракитянском под Белгородом, крымском имении Кореиз. Не секрет, что династия была в несколько раз богаче самих Романовых.
Сейчас дворец "Архангельского" находится на реставрации. И часть коллекции временно переехала в купеческий особняк серпуховского музея - между прочим, творение Романа Клейна, архитектора главного здания ГМИИ им. Пушкина. В одном проекте здесь собрались разные жанры: живопись, графика, стекло, фарфор, мебель - лучшие вещи собрания.
Род Юсуповых начинается с полководца Эдиге (1352-1419), возглавлявшего Ногайскую Орду. Два сына убитого в междоусобной борьбе праправнука Эдиге, хана Юсуфа, были отправлены в Москву в качестве заложников как гарантия лояльности Орды к России. Из заложников при дворе Иоанна Грозного сыновья превратились в воинских начальников. А при Федоре Иоанновиче потомок Юсуфа Абдул-мурза принял крещение, стал князем Дмитрием и женился на знатной дворянке. О своем происхождении Юсуповы никогда не забывали. Так, коллекция книг Николая Борисовича Юсупова-старшего о мусульманском Востоке насчитывала более 200 томов.
Династия Юсуповых была в несколько раз богаче самих Романовых
Конспект задач и лекций в тулонском училище гардемаринов - единственная мемория, оставшаяся после Бориса Григорьевича Юсупова, чей отец был сподвижником Петра I. Его сын Николай Борисович Юсупов-старший одним из немногих дворян того времени получил университетское образование, блестяще знал математику, естественные науки, право, анатомию. Большой поклонник искусства и античности, он был первым коллекционером в семье.
В зале, посвященном Николаю Борисовичу, одни из самых ценных экспонатов выставки, впервые покинувшие стены "Архангельского", - мраморный торс мальчика I века н.э. и мраморная мужская ступня из Древнего Рима. Скорее всего, Юсупов приобрел их во время большого путешествия по Италии. Он был творцом проектов, верховным маршалом трех коронаций, организатором европейского путешествия великого князя Павла Петровича с супругой. А с конца 1780-х годов занимал подряд несколько высоких должностей: главноуправляющий Оружейной палаты (при нем из хранилища она превратилась в музей), директор Императорских театров (1791-1796), директор Эрмитажа (1797), руководил стекольным, фарфоровым и шпалерным заводами, он же в 1810 году купил "Архангельское" - на тот момент шедевры в московском доме просто уже не помещались.
В его зале - каталоги частных картинных галерей (большой раритет по тем временам), сборники чертежей театральных костюмов, машинерий сцены, светильник из театра Гонзаго. "Ты понял жизни цель:/счастливый человек, /Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век /Еще ты смолоду умно разнообразил, /Искал возможного, умеренно проказил; /Чредою шли к тебе забавы и чины", - это о нем Пушкин написал в послании "К вельможе". На выставке можно увидеть первый печатный оттиск этого стихотворения. А его автограф также бережно хранился в семье. Говорят, что всесильный Юсупов замолвил словечко за поэта, когда тот был в ссылке в Михайловском. Только деньги Николай Борисович беречь не умел. После его кончины остался долг в два с половиной миллиона рублей.
Внук "вельможи" Николай Борисович Шереметев-младший в отличие от деда был более бережлив, страстно любил музыку, сочинял и играл на скрипке. Благодаря ему "Архангельское" ожило, он же составил опись всего, что хранилось в усадьбе, и издал первую книгу о династии Юсуповых.
Впервые покинула "Архангельское" большая шпалера с пасторальным сюжетом неизвестного мастера XVIII века. Рядом с ней - жемчужина коллекции Юсуповых "Возвращение в Египет" Паоло Веронезе. Кстати, свое шпалерное производство у Юсуповых тоже имелось. Причем большинство фабрик - суконные, шелкопрядильная, по производству фарфора - работали для семьи, для души, для подарков, и только хрустальная фабрика продавала изделия - по праву произведения искусства. Так, для услады глаз был изготовлен сервиз из 168 тарелок с рисунками из ботанического атласа "Розы" французского ботаника и художника Пьера-Жозефа Редуте. Атлас был перенесен на фарфор целиком с сохранением деталей, оттенков, нюансов - старались крепостные художники. Сервиз украшал столовую на половине четы Феликса (это он станет инициатором и одним из участников убийства Распутина) и Ирины Юсуповых (Ирина - урожденная Романова, племянница Николая II) во дворце в Петербурге. Феликс и Ирина прославили династию в Париже после революции, создав в эмиграции невероятно популярный модный дом, названный по первым буквам имен владельцев IRFE, который был возрожден в XXI веке и существует до сих пор.
Из своей коллекции Юсуповы почти ничего не продавали, передавая сокровища по наследству, - так что к 1917 году они владели как минимум 1000 полотен. В 1900 году они составили завещание, где в случае внезапного прекращения рода все движимое и недвижимое имущество останется в собственности государства.
О современных Юсуповых рассказывают многочисленные фотографии: формально род пресекся, но остались потомки, в которых течет кровь хана Юсуфа. Ксения Шереметева-Юсупова-Сфири - единственная внучка Феликса, которую он всегда называл не иначе как "моя маленькая", живет сегодня в Греции. В 2000 году по ее просьбе ей был выдан российский паспорт. Так что история продолжается.