Место пермской силы, или Пять веков Деревянного Урала
Уже на подъезде ощущается дух Средневековья — входная группа, которую видно из деревни Мысы, стилизована под крепость с заплотом (оградой из бревен) и элементами сторожевых башен. А сразу за ней открывается необъятный простор — уходящие вдаль холмы, на которых равномерно "рассыпаны" старинные деревянные избы, амбары, церкви, мельница и другие аутентичные постройки XVII−XX веков. Подобраны они так искусно, что дают, пожалуй, исчерпывающее представление о деревянном зодчестве Урала.
Музей основали вблизи села Хохловка в 1969 году, сюда начали завозить оригинальные постройки из разных уголков Прикамья, часть воссоздали в виде копий. Для посетителей музей открылся в 1980 году, тогда было собрано около 20 экспонатов.
В декабре 2022 года в "Хохловке" впервые с 1990-х собрали новый экспонат — избу зажиточного русского крестьянина XIX века из деревни Копорушки. Для посетителей она откроется в 2024 году, а к 2025-му здесь появится еще несколько построек.
Площадь музея, около 35 гектаров, условно разделена на шесть секторов: "Северо-Западное", "Северное" и "Южное Прикамье", "Охотничье становье", Солеваренный и Сельскохозяйственный комплексы.
"Северо-Западное Прикамье"
Знакомство с "Хохловкой" традиционно начинается с "Северо-Западного Прикамья", где сейчас находятся три крестьянские усадьбы из Коми-Пермяцкого округа. Одна из усадеб — крестьянина Павла Кудымова — первоначально была курной, то есть топилась по-черному, позднее в ней сделали глинобитную русскую печь с дымоходом. К усадьбе пристроен крытый двор с хлевами и конюшней, а также надворные постройки: амбар, ледник, рассадник и баня.
Еще одна усадьба — крестьянина Николая Светлакова — интересна тем, что в ее крытом дворе в непогоду или зимнее время теребили лен, мололи зерно на ручных жерновах, которые сами и изготавливали.
Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина Николая Баталова тоже необычна — она двухэтажная. На первом этаже клеть для хранения домашней утвари, одежды и продуктов, торговая лавка и синильная мастерская по окраске холстов. На втором — жилая часть: горница с печью-голландкой, изба с русской печью и клети.
Скоро в этом секторе появится еще одна коми-пермяцкая изба, которая полностью укомплектует экспозицию, — ее недавно перевезли из деревни Пеклаыб. Однако, как поясняет заведующий музеем "Хохловка" Александр Анферов, не все оригинальные бревна этой избы будут использованы при сборке самого памятника, но на их примере будут изготовлены необходимые элементы. "Это старый сруб — прямо на повале вырезано "1899 год", больше 100 лет", — объясняет Анферов.
"Мы максимально стараемся уйти от музея-новодела и сохранить старое бревно, которое уйдет в сборку. Потому что, когда смотришь на старую избу, понимаешь, что у нее есть какой-то цикл жизни", — добавляет Татьяна Вострикова, директор Пермского краеведческого музея, филиалом которого является "Хохловка". Здесь также появится колодец-журавль, который дополнит антураж деревенской коми-пермяцкой улицы.
"Северное Прикамье"
Из "Северо-Западного Прикамья" по деревянным мосткам попадаем в "Северное Прикамье", где покажут планировку села, при которой жилая застройка группируется вокруг площади с церковью.
Сейчас в этом секторе Преображенская церковь 1702 года постройки, находящаяся на реставрации, а также усадьба русского крестьянина XIX века Тимофея Чагина с домовой росписью, характерной для севера Пермского края. В избе по углам потолка над полатями изображены букеты в вазонах, а в центре — цветочный венок с птицей, на самих полатях — две птицы с цветами. Это уникальная "свадебная" роспись северных жителей региона.
Здесь тоже планируется соорудить колодец с колесным механизмом, причем колесо будет оригинальное, привезенное из деревни Важ-Пашня Кудымкарского района.
"Мы знали, что там когда-то был этот уникальный колодец с большим колесом диаметром больше двух метров, за счет которого совершалось вращение вала, на котором было ведро. Самый красивый элемент этого колодца — колесо — сохранилось, оно уже у нас. Мы будем его восстанавливать, у нас есть обмерные чертежи именно этого колодца, и колесо вернется на свое место", — рассказывает Александр Анферов.
"Южное Прикамье"
"Самая старая постройка "Хохловки" — Богородицкая церковь 1694 года, еще при Петре I рублена. В этом году намечена ее реставрация", — рассказывает заместитель директора по строительству, инфраструктуре и эксплуатации зданий Пермского краеведческого музея Денис Гусев.
Храм привезли из села Тохтарево, он находится в самом крупном и при этом наименее укомплектованном секторе музея — "Южное Прикамье". Как и Преображенская церковь, храм поставлен "кораблем", все его помещения подняты на трехметровый подклет, в котором хранилось церковное имущество. Здание венчают барабаны с главками, покрытыми лемехом — специальной деревянной черепицей из осины, которая со временем приобретает красивый серебристый отлив.
Возле церкви — единственная полностью сохранившаяся деревянная колокольня Пермского края из села Сыра, построенная в 1781 году. Колокольня — самый высокий памятник "Хохловки", ее высота вместе с крестом — 30 м. Колокола здесь современные, изготовленные в Санкт-Петербурге специально для музея "Хохловка". "Сейчас ведем разговор о том, как они будут использованы: будут ли это приглашенные звонари, или это будет какая-то техника, которая будет отвечать за звон", — говорит Александр Анферов.
На ярус звона ведет крутая деревянная лестница, расположенная внутри сруба колокольни. Вид отсюда открывается на все окрестные деревни и Камское море. Правда, "море" видно фрагментами из-за разросшегося за 40 лет густого леса. Этот лес в музее собираются проредить, чтобы открыть вид на водные просторы и скалистые берега Камы и для того, чтобы музей был виден с проходящих по реке судов.
С колокольни открывается вид на памятник оборонного зодчества — сторожевую башню Торговищенского острога, построенную вместе с острогом в 1660-х годах для защиты села от башкирских набегов. В 1899 году башню уничтожил пожар, а в 1905 году ее восстановили местные жители. В восстановленном виде она и прибыла в "Хохловку".
Сельское пожарное депо из деревни Скобелевка — чуть ниже церкви и колокольни, ближе к реке. Это самый молодой памятник музея, построенный в первой трети XX века. Такие пожарные депо начали создавать в Пермской губернии с середины 1890-х годов, в Скобелевке оно появилось в 1906 году.
Само здание депо квадратное, к нему примыкают конюшня, комната для пожарного расчета и наблюдательная вышка. Внутри это типичный сельский пожарный обоз конца XIX — начала XX века: сани и телеги, ручные насосы, двуколки с бочками для воды, пожарные багры, ведра и переносные лестницы.
Рядом с депо дом русского крестьянина Валерия Игошева с традиционной для деревянной архитектуры региона планировкой "изба — сени — клеть". Особенность дома — диаметр бревен, из которых срублена изба, — 80 см. В интерьере избы отражены изменения, произошедшие в крестьянском доме к 1930-м годам: кровати вместо полатей, отставные лавки вместо врубных. В домах появилась мебель и различные металлические изделия промышленного производства: самовары, угольные утюги, керосиновые лампы.
Изба Игошева в "Южном Прикамье" стоит пока одиноко, но вскоре к ней добавят недостающие надворные постройки, а рядом появится целая улица. В 2022 году здесь уже появилась первая "соседка" — большая и добротная изба зажиточного русского крестьянина из деревни Копорушки.
"Сруб настолько старый, что было решено пойти по принципу воссоздания, эта изба будет новодельная, — говорит Татьяна Вострикова. — Почему была выбрана именно эта изба? Она очень богата с точки зрения внешнего убранства: красивые резные наличники, рисунок в наружной отделке".
Воссоздание дома не завершено, но уже сейчас он восхищает: огромный крытый двор, высокое крыльцо, просторные и светлые комнаты. Вскоре там появится и русская печь, и убранство.
"У нас есть идея по-другому сформировать выставочное пространство внутри этой избы, — поясняет Татьяна Вострикова. — Для нас очень ценно то, что предметы из этой избы — не среднестатистические, которые есть в этнографической коллекции Пермского краеведческого музея, а это предметы, которые когда-то бытовали именно в этой избе. В период экспедиционных выездов в 1970–80-х годах мы скомплектовали в фонды музея предметы именно из этой избы, и спустя 40 с лишним лет эти предметы вернутся в родной дом".
Чуть поодаль сейчас собирают и избу марийского крестьянина из деревни Красный Луг. Усадьба имеет необычную планировку: в ее крытом дворе сделан амбар, хотя амбары были отдельно стоящими сооружениями. Вся утварь сохранилась: ткацкий стан, текстиль, посуда, плотницкий инструмент. По рассказам Татьяны Востриковой, внучка владельца этой избы — Иликая Ильина — очень трепетно относится к истории своей семьи, знает марийский фольклор и говорит на марийском языке. У семьи сформировалась большая коллекция марийского костюма, и музей сейчас ведет переговоры о передаче этой коллекции национального костюма в дар музею.
"Благодаря радушию этой семьи у нас появилась идея на будущее: как только мы возведем эту избу, мы пригласим эту семью и устроим марийский праздник. Это тоже для нас ценно — важно не только привести новый экспонат и предъявить его, важно его и жизнью наполнить, — отметила Татьяна Вострикова. — Мы за счет новых изб хотим изменить подход к созданию экспозиции: не создавать типовые интерьеры, а либо говорить про историю семьи, либо показывать какую-то тему из жизни крестьянской семьи, связанную с обрядностью, например свадебным обрядом или, может быть, проводами в армию. Хотим найти новый подход к показу музейного собрания".
По первоначальному плану в "Хохловке" должны были находиться не только жилые объекты, хозяйственные постройки и культовые сооружения, но и малые архитектурные формы: колодцы, бани, амбары и т.д.
"За качелями, в лесочке будет кузня с сараем для угля и коновязью, между пожарным депо и избой Игошева", — дополняет Александр Анферов. Эти объекты будут возводиться по проекту на основе экспедиционных отчетов 1970–80-х годов.
Охота, сользавод и сельское хозяйство
Проходя чуть дальше "Южного Прикамья" и немного углубляясь в лес, мы попадаем в "Охотничье становье", где установлены копии охотничьих построек, характерных для Северного Прикамья XIX–XX веков. Зимняя охота велась далеко от дома, поэтому охотники сооружали в лесу комплексы с избушками, амбарчиками-лабазами для хранения мяса и пушнины, а на пути вдоль охотничьей тропы — временные ночлеги с очагом. Лабазы ставились на столбы высотой два-три метра для защиты от хищников и грызунов, а избушки топились по-черному при помощи печей-каменок. Для временного ночлега на тропах ставили шалаши — навесы из жердей с невысоким рубленным из бревен основанием, внутри которых устраивался специальный костер — нодья.
Спускаясь от охотничьих построек к набережной, подходим к солеваренному комплексу — четырем уникальным памятникам промышленной архитектуры Прикамья: рассолоподъемной башне, соляному ларю, варнице и соляному амбару. Эти строения из Соликамска демонстрируют полный производственный цикл солеваренного завода 1880-х годов.
Солеваренные промыслы и заводы в разное время существовали в Соликамске, Пыскоре, Орле-городке, Дедюхине и других поселениях Вехнекамья. В 1920-е годы закрылись почти все заводы, на которых соль добывали выварочным методом — его сменила шахтная добыча. Дольше всех, до 1972 года, работал Усть-Боровский солеваренный завод. После закрытия одну из производственных ячеек завода перевезли в "Хохловку". На базе оставшейся части завода в Соликамске был создан Музей истории соли. Этот завод — единственный сохранившийся в России.
Обратный путь к "Северо-Западному Прикамью" и визит-центру музея лежит через сельскохозяйственный комплекс, где первой на глаза попадается единственная сохранившаяся в Пермском крае ветряная мельница — большинство мукомольных мельниц в Прикамье до начала XX века были водяными.
Вместе с зерновым амбаром и гумном с овином эти постройки показывают весь процесс обработки зерна от просушки снопов до получения муки. Такие крестьянские постройки находились вне усадеб, за границами жилой застройки, вблизи полей, что позволяло использовать их сообща, заодно сохраняя зерно от возможных пожаров.
Зерновой амбар — единственный непривозной памятник "Хохловки", его построили в 1906 году на территории будущего музея крестьяне села Хохловка, чтобы хранить общинные запасы зерна. Прямоугольный сруб амбара разделен коридором на две половины, вдоль стен устроены сусеки. Всего в восемь сусеков амбара помещалось до 125 т зерна. Для сохранения от сырости амбар поставлен на специальные подпорки-стулья, а в нижних его венцах прорублены вентиляционные отверстия — продухи.
Взгляд в будущее
В "Хохловке" сейчас идет масштабная модернизация всей инфраструктуры. Помимо пешеходных дорожек-мостков появятся беседки для отдыха и открытые места для сидения.
"Когда хорошая погода, у нас большая плотность посетителей, и наша задача — предоставить комфортные условия пребывания, чтобы время посещения увеличилось как минимум вдвое, до трех-четырех часов: чтобы можно было и кофе попить, и "зарядиться", и увидеть красивый панорамный вид, поставить рядом коляску", — рассказывает Вострикова.
На территории музея появятся и утепленные модули, говорит Денис Гусев. "Некоторые люди чаще всего не доходят и до Богородицкой церкви зимой", — поясняет он.
"Есть такое наблюдение, что люди чаще всего "базируются" по центральному маршруту, а отдаленные участки экспозиции требуют времени, физических сил. Поэтому мы хотим сделать точки отдыха на маршрутах, чтобы человек присел, отдохнул, впечатлился видами. На отдаленных участках это особенно важно, когда проходят зимние мероприятия и людей много, в том числе с детьми", — добавляет Вострикова.
Появится в музее и свой "торжок" — навес с торговыми рядами, к нему будет примыкать уличное кафе, мини-сценическая площадка с видами на экспозицию, которая будет работать в летний период. "Мы часто замечаем, что посетители кафе музея, купив еду и напитки, желают сесть где-то на природе со своей компанией, семьей. Поэтому примыкающая веранда будет удобна, чтобы и экспозицию обозревать, и на свежем воздухе чай пить", — объясняет Татьяна Вострикова.
Вся новая инфраструктура будет выдержана "в одном архитектурном ключе". "Не хотелось уходить в модерн, но в то же время хотелось, чтобы объекты инфраструктуры отличались от объектов экспозиции", — рассказывает директор.
В едином стиле с остальными элементами будет оформлена и набережная музея. К навигации 2024 года здесь появится причал для швартовки крупных судов. В "Хохловке" уже начали работать две зарядные станции для электрокаров.
"У нас есть замысел сделать художественную подсветку всей территории, — говорит Татьяна Вострикова. — Зимой эта идея с подсветкой могла бы вылиться в какое-то театрализованное мероприятие. Например, в Святки или в Страшные вечера можно творчески похулиганить".
Музей совместно с Пермским аграрно-технологическим университетом разработал и концепцию озеленения "Хохловки". "Наши историки, этнографы, специалисты вуза смотрели, какие растения произрастали в разных районах Пермского края. Когда мы закончим стройку, подойдем к этапу озеленения. У нас реально поменяется и лесная часть "Хохловки", и та, которая со стороны залива", — объясняет директор, отмечая, что глобальную концепцию модернизации при сохранении финансирования на теперешнем уровне возможно реализовать за десять лет.
Остается только ждать и надеяться, что столь перспективным начинаниям команды музея суждено сбыться, а будущим посетителям "Хохловки", приезжающим на электрокарах или приплывающим на пароходах, — обозреть красоты этих мест и ощутить всю силу пермской культуры на новом, еще более комфортном уровне.
Анастасия Аверкова