Дизайнер кыргызской валюты рассказал, как создавался сом
30 лет назад в Кыргызстане ввели в обращение национальную платежную единицу - сом. Кыргызстан стал второй после России страной, где после развала Советского Союза появилась собственная валюта. О том, как ее создавали, рассказал один из разработчиков дизайна сома, гость Центрально-Азиатского представительства "РГ", художник, графический дизайнер Дмитрий Лысогоров.
- Дмитрий Евгеньевич, как вы стали одним из авторов дизайна сома?
Дмитрий Лысогоров: В конце 1991 года руководство Национального банка, а возглавлял тогда это ведомство Кемельбек Нанаев, обратилось в Союз художников с просьбой направить двух специалистов по графическому дизайну, не сообщив, для чего. Выбор пал на меня и моего коллегу Анатолия Цыганка.
Скорее всего, большую роль в том, что именно меня и Анатолия пригласили для такого ответственного дела, сыграло образование. Мы оба учились в России. Я после окончания Фрунзенского художественного училища продолжил образование в Ленинградском художественно-промышленном училище имени В. Мухиной - знаменитой "Мухе" - по специальности "промышленная графика". Сейчас это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
Анатолий же окончил кафедру миниатюры и книжной графики театрально-художественного института.
Но не исключаю и фактор случайности. Когда из Нацбанка позвонили в Союз художников и попросили прислать четверых специалистов, трубку взял кто-то из скульпторов. Он назвал фамилии свою и мою, Анатолия и еще одного моего друга Талая Курманова, который, кстати, тоже заканчивал "Муху". Однако Талая в тот момент в городе не было, а скульптор не понадобился. Так вот мы и остались с Анатолием вдвоем. Приехали в Нацбанк, и нам сказали: "Ребята, надо сделать эскизы национальной валюты".
- Не растерялись?
Дмитрий Лысогоров: У нас с Анатолием был достаточный опыт в сфере графического дизайна, но разработкой эскизов ценных бумаг никто из нас ранее не занимался. Так что, конечно, немного растерялись. Нас тут же повезли на заседание специально созданной рабочей группы, куда входили историки, лингвисты и мы. Историки вместе с сотрудниками Нацбанка решили, какого достоинства должны быть банкноты - один, пять, десять, 20, 50 и 100 сомов. Затем утвердили личности тех, кто и на какой купюре должен быть изображен.
- Вы, если я правильно понимаю, рассказываете о втором тираже банкнот. А кто был автором самого первого, того, где на синих и красных купюрах был нарисован Манас?
Дмитрий Лысогоров: Тоже мы с Анатолием Цыганком. Бросили жребий, мне выпало рисовать купюры, ему - тыйыны. Перед нами поставили жесткие сроки. Эскизы нужно было сделать за три дня. Дело в том, что тогда в Кыргызстане находился специалист по валюте из Нидерландов. Срок его командировки был всего трое суток. Мы должны были успеть показать ему образцы. Хотя, признаюсь, я хотел сделать первые сомы посложнее. Эскизы ему понравились, но при печати пришлось значительно упростить всю композицию и сократить количество защитных элементов, так как изначально задумывалось, что первые купюры будут в обиходе лишь полгода, а уже потом их заменят на более защищенные.
- В Кыргызстане не было и пока нет своего монетного двора. Где печатали первые банкноты республики?
Дмитрий Лысогоров: Сначала планировали в Турции. На тот момент, если я не ошибаюсь, именно эта страна выразила готовность печатать первый тираж сомов на льготных условиях. Нас откомандировали в эту страну для ознакомления с процессом подготовки и печати денежных знаков. Пробыли мы там около двух недель. Нас, конечно же, удивила техника. Как раз в то время в Турцию с визитом прибыл бывший в то время президентом Кыргызстана Аскар Акаев. Мы приехали в отель, где он остановился, и прямо там, в фойе, доложили ему о результатах, что все вроде бы неплохо, но мы просим его дать нам возможность ознакомиться с технологиями в других странах. Конечно, это было связано с определенными затратами.
Он задумался и сказал: "Ладно, бог с ними, с деньгами, давайте сделаем как следует, все-таки это первая валюта нашей страны". И он принял решение печатать сомы в Великобритании.
- Как готовились сами эскизы?
Дмитрий Лысогоров: Вариаций было много, но мы с Анатолием просто сели и за пару часов расчертили, что и где будет располагаться. После этого приступили к подготовке графических элементов и портретов для печати. Практически все прорисовывалось вручную. Что касается степеней защиты, то это прорабатывали уже в Великобритании. Сначала хотели все надписи на банкнотах делать на латинице, потом решили все же на кириллице. Некоторые эскизы делались с помощью пигментной печати. Когда делают фотоэмульсию для получения одного цвета, а затем другого. Это довольно старая технология. Она использовалась еще до Великой Октябрьской революции.
Кстати, когда мы привезли эскизы в Англию, нас все спрашивали, какой модели принтер мы использовали в работе. И очень удивлялись, когда узнавали, что все выполнено вручную. Постоянно пытались отыскать точки, с помощью которых рисунок передается принтером.
По поводу цветовой гаммы было много предложений и споров, но в конце концов решили, что банкноты небольшого номинала лучше сделать в теплых тонах и далее плавно переходить на холодные. Также все члены рабочей группы согласились, что все купюры должны быть разного цвета. Это удобно. Вытащил купюру, и даже не надо смотреть на номинал, по цвету можно сразу определить, один сом или десять.
- Какие мнения были у приемной комиссии относительно дизайна банкнот, цвета, степеней защиты и всего остального?
Дмитрий Лысогоров: Несколько раз мы вместе с Кемельбеком Нанаевым представляли наши эскизы на утверждение правительства, и каждый раз эти обсуждения превращались в бесполезную трату времени. У каждого министра была своя точка зрения. То цвет не такой, то деталь не та. В конце концов нам все это так надоело, что Кемельбек Нанаев решил: больше никому эскизы показывать не будет. Потом мы узнали, что Нанаев поручил провести независимую экспертизу в Нидерландах. Там был дан развернутый анализ дизайна банкнот. В целом была дана положительная оценка с двумя небольшими замечаниями относительно цвета и композиции. На последнем этапе эскизы были показаны Аскару Акаеву.
- Дмитрий Евгеньевич, а что вы почувствовали, когда вам за вашу работу заплатили вашей же работой?
Дмитрий Лысогоров: Гордость и радость. Потому что наш труд был оценен прежде всего людьми.
- Сколько времени ушло на создание серии банкнот?
Дмитрий Лысогоров: В общей сложности около двух лет. Перед началом работы мы с Анатолием бросили жребий, кому какие банкноты делать. Мне достались один сом, десять и пятьдесят, ему - пятерка, двадцатка и сотка.
На купюре в один сом изображен композитор Абдылас Малдыбаев, на оборотной стороне - национальные музыкальные инструменты комуз и кыяк. На пяти сомах - знаменитая артистка балета Бюбюсара Бейшеналиева и Кыргызский академический театр оперы и балета.
С десяткой оказалось много хлопот. Сначала на ней был изображен народный артист СССР Муратбек Рыскулов, но потом его заменили поэтом Касымом Тыныстановым. Его, кстати, написал Анатолий Цыганок. Получается, что эту банкноту мы делали с Анатолием вдвоем.
На 20-сомовой купюре, в свою очередь, изображены акын Тоголок Молдо и караван-сарай XV века Таш-Рабат. Купюра в 50 сомов посвящена правительнице Курманджан датке. На оборотной стороне изображены минарет и мавзолей в Узгене. На 100-сомовой купюре можно увидеть знаменитого акына Токтогула Сатылганова, а на обороте - Токтогульскую ГЭС.