Дизайн-код городов: как пишется текст «соглашения между властью, бизнесом и горожанами»

«На только что состоявшемся Гайдаровском форуме первый замминистра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин заявил, что одной из задач на 2022 год является законодательное закрепление понятия «мастер-план»: его необходимо прописать в Градостроительном кодексе, определив все составные части, цели и задачи документа», — писал BFM.ru в конце января 2022 года.

Дизайн-код городов: как пишется текст «соглашения между властью, бизнесом и горожанами»
© BFM.RU

«Мы все говорим о том, что нужны мастер-планы, которые включали бы системный комплексный подход к развитию территорий с точки зрения комфорта проживания, комфорта отдыха, с точки зрения развития экономики и так далее. Но набор информации, которая должна войти в мастер-план, сегодня на законодательном уровне не прописан. Важно, чтобы мастер-план давал не просто красивую картинку, а эффект — сокращение транспортных расходов, увеличение экономики того или иного населенного пункта», — цитировал тогда Александра Ломакина ТАСС.

«В рамках обсуждения темы заместитель генерального директора «Дом.РФ» Артем Федорко отметил, что за последние два года роль мастер-планирования стала еще более важной. Цифровизация, платформенная экономика, удаленка — все это обеспечивает пусть не всем, но многим профессионалам возможность жить и работать где угодно. Так что если раньше основная борьба за человеческие ресурсы шла между мегаполисами, то теперь конкурируют все со всеми, в том числе за счет создания комфортной городской среды. Стало быть, эту среду надо иметь везде плюс-минус одинаковую, а значит, уровень требований к мастер-планированию выравнивается и тоже становится плюс-минус одинаковым вне зависимости от масштаба города», — это тоже фрагмент прошлогодней январской публикации BFM.ru.

Несколько месяцев спустя, в мае 2022 года, в Совете Федерации состоялось обсуждение Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. На круглом столе «Роль аспектов стратегии в развитии субъектов РФ» директор департамента комплексного развития территорий Минстроя Мария Синичич еще раз сообщила, что ведомством ведется подготовка инициативы о законодательном закреплении понятия «мастер-план».

Однако на днях участники пятого потока образовательной программы «Архитекторы.рф» встретились с генеральным директором «Дом.РФ» Виталием Мутко*, и речь на встрече снова шла о том, что сейчас на законодательном уровне приняты такие понятия, как генплан, правила землепользования и застройки, различные нормативы регионального и местного значения. Но мастер-планы, которые активно разрабатывают «Дом.РФ», ВЭБ.РФ и целый ряд других структур, в том числе частных, так и не получили пока официального статуса.

Виталий Мутко в связи с этим подчеркнул, что закрепление понятия мастер-плана в законодательстве, безусловно, существенно упростит и ускорит позитивные градостроительные изменения при формировании комфортной среды в российских городах. На данный момент после разработки мастер-плана на корректировку действующих градостроительных нормативов уходит до двух лет. «Мастер-план предполагает единый подход к градостроительному и экономическому развитию территории. Это комплексный, конкретный и прозрачный документ, обеспечивающий увеличение числа туристов, привлечение инвестиций, развитие малого бизнеса, общий рост уровня жизни людей. Конечно, такого рода документы должны иметь официальный статус», — сказал генеральный директор «Дом.РФ».

Наверное, когда-то термин «мастер-план» все-таки будет введен в законодательное поле, будут утверждены его состав и содержание, а также список объектов, применительно к которым могут разрабатываться мастер-планы. Пока же приходится пользоваться туманными для юристов, но вполне понятными всем остальным формулировками: мастер-план — это сценарий развития, который интересен одновременно и властям, и горожанам, и бизнесу. Взяв за основу задачи из области социально-экономического обновления города или территории, он переносит их в плоскость пространственного совершенствования (это касается всего — от экономики и транспортной инфраструктуры до городской среды).

«Мастер-план — это верхнеуровневый стратегический документ, в нем описываются основные принципы — на что город делает ставку в своем социально-экономическом развитии (он будет туристическим, промышленным, городом креативных индустрий и так далее), какое будущее он предлагает своим жителям. Этим города конкурируют за горожан. Задача мастер-плана — учесть уникальные особенности города, подчеркнуть его идентичность и на основе этого создать принципы градостроительства, определить, где и что строим», — делится мнением управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая земля» Григорий Соломин.

Что немаловажно, такой подход позволяет получить не только экономический или социальный, но и визуальный эффект — создать внешнее территориальное единство, при этом сохранив особенности облика города, и впоследствии интегрировать новые объекты в уже существующую, выверенную среду, подчеркивают эксперты. Разработка единого дизайн-кода — серьезная часть мастер-планирования, особенно там, где важной или даже ключевой составляющей экономической жизни является туризм.

Наверное, больше всех про это знает «ПроГород» (ВЭБ.РФ): в качестве меры господдержки туристической отрасли до 2024 года предполагается создание туристического мастер-плана всей страны и мастер-планов 12 ключевых макротерриторий с наибольшим туристическим потенциалом, и заниматься этим будет именно проектный офис «ПроГород» с привлечением многопрофильных консорциумов разработчиков.

В 2022 году велась разработка трех пилотных макротерриторий: «Дальний Восток» (Камчатка, Приморье, Сахалин), «Западный юг России» (Республика Крым и Севастополь), «Большое Золотое кольцо» (Московская, Ивановская, Рязанская, Тульская, Калужская, Тверская, Ярославская, Костромская, Владимирская области) и схемы туристического развития России. Также осенью 2022 года стартовала работа над проектом «Из Москвы в Санкт-Петербург». Мастер-планы для остальных восьми макротерриторий («Русская Балтика», «Восточный юг России», «Большой Кавказ», «Большая Волга», «Большой Урал», «Русский Север и Арктика», «Большой Алтай», «Байкал») будут разработаны в 2023-2024 годах.

В разговоре о необходимости выработки для территории единого дизайн-кода руководитель проектного офиса компании «ПроГород» (ВЭБ.РФ) Ксения Титова подчеркнула, что нельзя недооценивать значение «красивой картинки» для туризма, и речь не только про уникальные исторические или природные объекты. Насколько турист останется доволен поездкой и захочет ли вернуться, зависит в том числе и от того, приятно ли ему будет гулять по набережной, как легко он разберется в городской навигации, сможет ли сфотографироваться на фоне достопримечательностей, ради которых приехал, или они будут теряться в «толпе» кричащих вывесок.

Ксения Титова руководитель проектного офиса компании «ПроГород» (ВЭБ.РФ) «Сейчас созданию визуального облика городов уделяется много внимания. Например, в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» регионы могут получить гранты на благоустройство туристических центров, разработку навигационной системы и так далее. И одним из блоков работ в каждой из трех макротерриториальных туристских схем, которые мы разрабатывали в 2022 году, было создание архитектурного кода, который определяет общий подход в работе со средой. Особое внимание мы уделили формированию общего набора принципов, которые необходимы для создания и реализации качественных дизайн-решений: использование долговечных и экологичных материалов, интуитивно понятная навигация и доступная среда, раскрытие идентичности территории и целостность ее восприятия, стилистические единые решения элементов благоустройства, отказ от псевдоисторических объектов в стилистике — все это части концепции дизайн-кода».

Например, для Дальнего Востока брендинг туристской макротерритории строился на природных и этнических особенностях этой части России, рассказывает Ксения Титова. «Для каждого региона здесь была разработана своя айдентика, нашедшая отражение в уникальных материалах, фактурах и цветовых решениях объектов благоустройства. Характер Сахалина выражен брутальностью архитектурного бетона — отсылка к знаменитым маякам. Камчатка — это дерево и акцентный красный, метафора горячих недр региона — вулканов, гейзеров, термальных источников. В Приморье предпочтение отдано металлу — как напоминание об индустриально-урбанистическом характере края, Транссибе и популярных вантовых мостах», — отмечает эксперт.

А вот для Большого Золотого кольца важной задачей было сохранение идентичности каждого региона при стилистическом объединении девяти областей в одну туристскую макротерриторию с помощью ландшафтной стратегии, инфраструктуры и навигации, продолжает Ксения Титова. Поэтому среди основных проектных решений — создание точек комфорта (объединение ТИЦ и городских кафе/шеринговых станций), организация мест взаимодействия со средой (смотровые площадки, пирсы, пляжи и так далее), формирование гостиничной инфраструктуры в традициях усадебной жизни.

Самим горожанам и местному бизнес-сообществу тоже (и не меньше, а скорее даже больше, чем туристам) важно, какими правилами руководствуются архитекторы, ландшафтные и промышленные дизайнеры и все прочие специалисты, создающие внешний облик города, какие для них прописаны нормы и регламенты. «Когда мы представляем себе европейский город, в памяти возникают образы небольших и удобных для пешеходов улиц с безопасным движением, красивыми витринами и кафе — все это результат применения регламентов и дизайн-кода города. В России существующие документы градорегулирования учитывают все элементы городского дизайн-кода, вплоть до материалов здания и характера кровли. Вопрос заключается в глубине и качестве их проработки, а также в том, насколько тщательно администрация города и региона следит за их соблюдением», — считает Григорий Соломин. И в продолжение подчеркивает: если говорить про разработку городского дизайн-кода, то основная сложность — это его внедрение.

Григорий Соломин управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая земля» «Любые изменения всегда сложно реализовать. Например, важный компонент при разработке дизайн-кода — наглядность регламентов. Их важно делать такими, чтобы они были максимально понятными не только для экспертов, но и для дизайнеров и предпринимателей. Их главная цель — дать прозрачную картину того, каким будет город в будущем и какие требования и рекомендации должен учитывать бизнес при создании объектов. Во многом проблема состоит в том, что большинство документов, регламентов и стандартов внешнего облика города на практике сделаны непонятно. А вот в Дербенте, где мы занимались мастер-планом, а после разработкой регламентов, дизайн-кода города и стандартов благоустройства, эти документы были представлены в виде наглядного пособия в максимально доступном и подробном виде, понятном предпринимателю, инвестору и архитектору. Локальная городская команда смогла их внедрить и принять как общую ценность. И горожане любят свой город и гордятся им».

«Для непосредственной работы над дизайн-кодом и обликом города нет смысла приглашать всех участников сторон, поскольку такая работа требует определенных знаний. Здесь подключаются местные эксперты, историки, краеведы, которые помогают разработчикам раскрыть идентичность города, подчеркнуть его локальную культуру, чтобы потом отразить ее в принимаемых стандартах. Но чтобы потом эти регламенты работали, повторюсь, нужна не только их качественная проработка, но и «воля» на местах в части внедрения документов и отслеживания их применения», — уверен Григорий Соломин.

Как и мастер-план, дизайн-код города — это, по сути, соглашение между властью, бизнесом и горожанами, поэтому при утверждении документов учитываются мнения всех сторон, продолжает эксперт. Только в этом случае изменения смогут прижиться и не будут отвергнуты со сменой власти: в конечном итоге все заинтересованы в качественном облике своего города.

Ровно с тех же позиций подходит к созданию дизайн-кодов компания «ПроГород». «Как и все проектные решения, территориальный брендинг и архитектурный код проектный офис «ПроГород» разрабатывал совместно с многопрофильными консорциумами, и все финальные решения обязательно согласовывались с регионами. Важно соблюсти баланс между видением специалистов, ожиданиями потенциальных туристов, выявленными в ходе исследований, и предпочтениями жителей проектируемых территорий», — подчеркивает Ксения Титова.

Первым в современной России дизайн-кодом принято считать проект студии Артемия Лебедева, созданный еще в 2014 году по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ. Речь в документе шла об архитектурно-художественной концепции рекламно-информационных конструкций для Камергерского переулка, Воздвиженки, Нового Арбата, Тверской — в целом для 11 исторических улиц Москвы.

В том, что единый дизайн-код действительно преображает городское пространство, желающие также могут убедиться, побывав в Воронеже, Зарайске, Южно-Сахалинске, Саратове и многих других городах страны. Но, что еще важнее, сегодня у всех интересующихся есть возможность лично наблюдать, как пишется текст по-настоящему знакового «соглашения между властью, бизнесом и горожанами»: разработку дизайн-кода допустимых к размещению информационных конструкций, элементов фасадов и элементов навигации ведет Севастополь.

Как пояснили BFM.ru в департаменте архитектуры и градостроительства города, предпосылок для разработки дизайн-кода было несколько: на сегодняшний день в Севастополе информационные конструкции (вывески) размещены хаотично и в большинстве своем перекрывают архитектурные элементы фасадов зданий; архитектурные элементы (навесы, входные группы и прочие), созданные в процессе эксплуатации зданий, диссонируют со сложившейся застройкой города; витрины нежилых помещений либо оклеены пленкой с изображением товаров (услуг), либо оформлены стилистически неграмотно; афишные стенды разнотипные и не вписываются в архитектурную среду.

Документ, содержащий набор правил, направленных на сохранение и улучшение облика города, и рассчитанный на широкий круг пользователей, будет содержать иллюстрированную информацию — наглядную и понятную инструкцию для использования при изготовлении информационных конструкций и внешних элементов фасада. «Работа будет включать следующие разделы: результаты предпроектных исследований; стандарты оформления фасадов зданий; руководство по оформлению и размещению информационных конструкций, адресных табличек и элементов навигации. В ходе работы будут определены в том числе основные морфотипы застройки города с различными архитектурно-планировочными и историко-культурными характеристиками. Внедрение дизайн-кода должно обеспечить повышение индекса качества городской среды, повысить привлекательность города, создать комфортные условия для жителей и для развития туризма в целом», — подчеркивают в департаменте.

Со стороны Севастополя работу по разработке дизайн-кода ведет ГАУС (Государственное автономное учреждение Севастополя) «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» (на языке официальных документов это называется так: «институт является исполнителем мероприятия»), а разработчиком дизайн-кода стало московское консалтинговое бюро Atlas.

Первый этап работ, в который в том числе входил опрос граждан, уже выполнен. «Большинство опрошенных хотят видеть город гармоничным и красивым, с подчеркнутой уникальностью архитектуры и положительно относятся к появлению такого документа, как дизайн-код. Некоторые жители немного насторожены, так как переживают, что введение дизайн-кода может повлечь требования к изменению внешнего вида уже построенных домов. При этом хочется отметить, что требования по изменению внешнего облика таких домов будут внедряться постепенно в рамках выполнения капитального ремонта или реконструкции. Также разработанные стандарты оформления фасадов не затронут здания, являющиеся объектами культурного наследия, реставрация которых проводится в порядке, предусмотренном ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», — рассказали BFM.ru в департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя.

Там особо отметили, что работа по созданию дизайн-кода очень трудоемкая и выполняется с учетом социально-исторических и ландшафтных особенностей планировки и застройки города, видовых раскрытий и основных видовых точек. Итоговый вариант дизайн-кода Севастополя будет подготовлен до конца текущего года и будет утверждаться после рассмотрения его на заседании архитектурно-художественного совета города.

Генеральный директор консалтингового бюро Atlas Александра Сытникова в беседе с BFM.ru призналась, что для нее лично это особенный проект. «Крым — моя малая родина, и я рада, что профессиональные задачи совпадают с возможностью внести личный вклад в повышение безопасности и улучшение архитектурного облика Севастополя», — говорит эксперт.

Александра Сытникова генеральный директор консалтингового бюро Atlas «Дизайн-код призван решить ряд проблем, связанных с несистемным размещением информационных конструкций и вывесок, разнородным окрашиванием фасадов и входных групп зданий. В данный момент мы уже провели анализ городского контекста и особенностей застройки. Сейчас изучаем типологию улиц, определяем средовое зонирование и морфологию застройки, выявляем характерные архитектурные элементы фасадов, работаем с документами по охране объектов культурного наследия. По контракту разработку дизайн-кода планируется завершить в августе 2023 года. Подготовленные материалы поступят на рассмотрение архитектурно-художественного совета города, комментарии и мнения экспертов будут учтены в итоговой версии работы. Документ будет содержать иллюстрированную информацию, позволяющую профессионально оформить пространство, подчеркнуть уникальность места и аутентичный образ Севастополя, объединить разрозненные элементы в единую систему для создания комфортной и безопасной городской среды».

По словам Александры Сытниковой, новый севастопольский дизайн-код включает два основных смысловых блока. Первый — регулирование информационных конструкций зданий, адресных табличек и афишных стендов, формирование правил по их оформлению и установке. Это позволит арендаторам коммерческих помещений выбрать оптимальный проект и упростить процедуры согласования. «Внедрение дизайн-кода повышает уровень безопасности и доступности городской инфраструктуры, улучшает «считываемость» места и визуально выделяет архитектуру», — добавляет эксперт.

Второй блок — создание практического руководства по работе с фасадами зданий: какие материалы можно использовать для отделки, как могут выглядеть дома после капитального ремонта, чтобы сохранить уникальный визуальный облик и подчеркнуть идентичность Севастополя. «Этот блок работ включает создание типовых решений внешнего облика фасадов, подбор типовых элементов (входные группы, двери, балконы, кондиционеры, навесы и так далее), определение цветовой палитры города и разрешенных материалов и цветов. Все это позволит создать основу для будущих преобразований», — считает Александра Сытникова.

* Есть в распоряжении Business FM