Войти в почту

В Музее декоративного искусства открыта постоянная экспозиция дизайна

Бытует мнение: дизайна в СССР не было, все удобное и красивое мы копировали с зарубежных образцов.

В Музее декоративного искусства открыта постоянная экспозиция дизайна
© Российская Газета

Всероссийский музей декоративного искусства опровергает эту точку зрения. Созданный здесь не так давно фонд современного предметного дизайна открыл постоянную музейную экспозицию "Вещь. Ре/Конструкция", где собраны знаковые новаторские объекты советских и российских дизайнеров с момента рождения школы ВХУТЕМАС в 1920 году и до экспериментальных работ современных мастеров.

Любопытно, что авторы нового раздела отказались от исторического принципа. Подход здесь иной: показать, как идеи вхутемасовцев и вхутеиновцев, среди которых были такие мэтры как Александр Родченко, Эль Лисицкий, Николай Суетин, трансформировались в последующие годы - 60-е, 80-е и в наши дни. Первый зал окунает возрастных зрителей в атмосферу детства и юности. Вот такие кресла на "козьих ножках", торшеры с абажурами из пластмассы стояли во многих "хрущевках". А этот стеллаж-трансформер со сквозными полками специально придуман Юрием Случевским, родоначальником идей секционной мебели, чтобы зонировать комнаты в малогабаритных квартирх. Стеллаж стал хитом на выставке "Искусство и быт", устроенной на ВДНХ в 1961 году.

Комната рядом напомнит нам 80-е годы. Обтекаемые формы тумбочек и телевизоров, круглое кресло на одной ножке, смутно знакомые обои. Ах, да! Именно такие мы видели в фильме "Самая обаятельная и првлекательная".

- Строго говоря, героиня Ирины Муравьевой в провинциальной гостинице на таком кресле сидеть не могла, - уточняет куратор выставки Вера Савельева. - Эта очень модная и дорогая вещь была доступна только столичным общественным интерьерам.

У специалистов есть такое понятие - "концептуальный дизайн". Здесь ему отводится целый раздел, который знакомит зрителей с понятием визуальной метафоры, позволяя говорить о "театре вещей". Вот люстра работы Ирины Преснецовой, словно "упавшая" с потолка на пол. На самом деле - так и было задумано, свет здесь идет снизу, от пола, создавая своеобрзный сценарий освещения комнаты. Этот дизайнер вообще любила "душевные" вещи, как она называла создаваемые ею предметы. Сегодня ее идеи развивают молодые женщины-дизайнеры. Мы видим, например, комплект кабинетной мебели (стол, кресло, светильник), которые так и приглашают к тактильному контакту: хочется выдвигать овальные ящики, крутящиеся на 360 градусов, гладить приятную для ладони поверхность… А этот светильник, вставленный внутрь полупрозрачного стеклянного "мешочка с подарками", напоминает новогодние волшебства.

Раздел "Эксперимент в дизайне" демонстрирует как неординарная ситуация определяет эстетику и материально-технологические качества вещи. Особого внимания здесь заслуживает, на мой взгляд, проект "Мебар", созданный Александром Сикачевым и Ириной Лучковой в 1975 году. Мебар - это соединение двух слов "мебель и архитектура". На деле - система из щитов и петель, создающая систему хранения, которую можно в любой момент трансформировать под свои нужды. При необходимости шкаф словно "вырастает" из стены, если же он пустеет (например, при смене сезонов для одежды-обуви), его можно сделать плоским, утопленным в стену. Кстати, по такому же принципу планировалось оборудовать космические корабли. Эта идея мебели-трансформера, столь актуальная в небольших квартирах, тоже была заложена вхуиемасовцами.

Экспозиция убедительно показывает: дизайн - это не столько про красоту, сколько про новые потребности человека, порой им самим еще не осознаваемые. Так суперпопулярное сегодня экологическое направление, рециклинг материалов, остроумно и весьма качественно был осмыслен группой дизайнеров под руководством Александра Ермолаева в 80-е годы прошлого века. Ермолаев создал элегантный комплект кабинета (стол и стул) из… картонных коробок (в такие упаковывают бытовую технику при транспортировке). Ни клея, ни шурупов этот комплект не потребовал: только четкие пазы и выступы при сборке. Но как признавалась позже дочь Ермолаева, он стоял в их доме не один десяток лет, надежно служа хозяевам.

Сегодняшние дизайнеры научились создавать не только кресла из бумаги (хотя таковые здесь тоже представлены). Но зрителя не может не восхитить остроумие художника, увидевшего в мусорных отходах первозданную красоту. Так зеркало из набора "Атмосфера Арктики", созданного Ярославой Галайко - словно озерцо воды, окруженное снежно-белыми ледяными торосами. На минуточку, торосы эти - переработанный пластик.

Всероссийский музей декоративного искусства уже не первый год проводит конкурс дизайнеров "Придумано и сделано в России". Отрадно, что многие работы участников нашли достойное место в постоянной экспозиции. Возможно, когда-нибудь мы увидим их и на прилавках магазинов? Ведь слоган "искусство - в быт" не устаревает.