Войти в почту

Тайны реки. О своей работе и необычных находках рассказывают сотрудники «Мосводостока»

Москва-река – основная водная артерия нашего города. По ней следуют как пассажирские, так и грузовые суда. Для обеспечения безопасной навигации и поддержания должного экологического уровня необходим постоянный контроль за акваторией. Круглосуточно на водном дежурстве стоят суда ГУП «Мосводосток».

Тайны реки. О своей работе и необычных находках рассказывают сотрудники «Мосводостока»
© На Западе Москвы

НА СТРАЖЕ ЧИСТОТЫ

Только с начала нынешней навигации, которая стартовала немногим больше месяца назад, было собрано около 150 тонн плавающего мусора. «Наш флот был распределен таким образом, чтобы основные усилия сосредоточить на верховьях Москвы-реки, откуда приходит большой объем плавающего мусора: бревен, веток. Это связано с тем, что в верховьях берега слабо укреплены, и во время ветров, ураганов старые деревья ломаются, оказываясь в воде. Эту задачу мы успешно выполнили, и сейчас приступаем к нашей ежедневной профилактической работе по поддержанию реки в должном санитарном состоянии», - рассказывает начальник коммунального флота ГУП «Мосводосток» Григорий Васильевич Прямушко. Вместе с ним мы отправились в водное путешествие от «Москвы-Сити» до Киевского вокзала. Судно-мусоросборщик сопровождает быстроходный катер. Они работают независимо друг от друга, но, при этом, постоянно поддерживают радиосвязь для того, чтобы при необходимости оперативно прийти на помощь.

В летне-осенний сезон мусоросборщики будут курсировать в акватории и границах города, а суда с мелкой посадкой задействуют на отмелях. Работающие в зимний сезон ледоколы, летом также не простаивают. Они буксируют к месту отвала груженые несамоходные шаланды.

«Большая часть наших судов работают в круглосуточном режиме. За сутки крупные корабли убирают акваторию, протяженностью от 20 до 30 километров, а мелкие проходят до 40 километров», - поясняет Григорий Васильевич.

НЕОБЫЧНЫЕ НАХОДКИ

Помимо природного, на пути следования попадается и бытовой, строительный мусор, но, как говорят специалисты, со временем его становится все меньше. В прошлом году, пожалуй, самой необычной находкой, поднятой на поверхность, стал сервиз. «Поступил сигнал, женщина сообщала, что в Водоотводном канале, в районе памятника Петру I, якобы, увидела золото. Действительно, на дне что-то блестело. Прибыли водолазы наши и МЧС. В итоге на поверхность подняли мельхиоровый сервиз: несколько рюмок, чайнички, блюдо. Все передали полицейским, дальше в обстоятельствах произошедшего разбирались они», - вспоминает наш собеседник.

А из Яузы спасли собаку. О происшествии сообщили хозяева пса. «Добрых полчаса понадобилось, чтобы его отловить и доставить на сушу. Тонул, но даваться нам совсем не хотел. В итоге все закончилось благополучно», - улыбается Григорий Васильевич. Извлекали из реки в прошлый сезон и прокатный велосипед, корзины из супермаркетов. «В этом пока необычных находок не попадалось. Но все еще впереди», - шутит он.

ЖИВОПИСНЫЙ МАРШРУТ

В пути знакомлюсь с капитаном-дублером судна-мусоросборщика МС-3 Андреем Рябовым. В ГУП «Мосводосток» он трудится с 1998 года. Начинал рабочий путь с управления ледоколом.

Максимальная скорость МС-3 составляет 10 километров в час, а его ковш может погружаться на глубину до полуметра. В труднодоступных местах, где механизированная уборка невозможна, задействуют ручной труд – мусор достают специальными сачками.

При обнаружении розлива мазута, других опасных веществ, суда оперативно выходят в назначенное место и принимают меры по локализации загрязнения и его ликвидации. Для этого используются имеющиеся на борту спецсредства и реагенты.

Интересуюсь у Андрея Геннадьевича, какие, на его взгляд, наиболее живописные места встречаются на маршруте. «Больше всего нравится гостиница «Украина» - величественная высотка, которую будто обрамляет река», - отвечает он.

НА РАБОТУ, КАК НА ПРАЗДНИК

Побывала я и на быстроходном катере «Пресня». Капитан-дублер Василий Новиков на судне работает 12 лет, а на флоте - 44 года. Управлял как пассажирскими, так и техническими судами. «Река выбирает самых преданных, людей, которые любят эту профессию. Другие не задерживаются, работают не больше полугода», - уверен Василий Иванович.

«За последние годы московские набережные очень преобразились. Очень мне нравится прибрежное благоустройство в районе метро «Фили», такая красота», - делится он впечатлениями.

По словам Василия Новикова, Москва-река тихая, не штормит. А вот Ока – полная ей противоположность: быстрое течение, пороги – тяжело ходить.