Автор рубрики "Коллекции Родины" приглашает на экскурсию в Музей мусора, где в сказку превращают все - от фантиков и вилок до микросхем и покрышек
В 2013 году одна небольшая, но многопрофильная арт-группа решила построить в Калужской области, в чистом поле у дороги кафе, мотель, игровой центр и небольшое производство - под которое предназначались два металлических ангара. Мотель и кафе худо-бедно работали. Ангары не понадобились. Один из них, набитый всяким хламом, сильно портил настроение владелице бизнеса Ирине Клочковой. Предпринимателю с 25-летним стажем, но по образованию - врачу. Врачи не любят, когда вокруг грязь и кавардак.
Так родилась эта сумасшедшая идея.
Хозяйка музея Ирина Клочкова.
Правило трех "У"
- Да, когда я назвала свой проект "Музеем мусора", мне только ленивый не сказал, что я сошла с ума, - вспоминает Ирина.
На создание музея ушло почти два года. Сделали его в том самом ангаре - тысяча квадратных метров, есть где развернуться. Символический "мусорный Эверест" в павильоне оставили в назидание потомкам. Только превратили его в арт-объект, в лихую и веселую выставку в духе "советской ностальжи".
А вокруг развернули реальный музей с множеством экспонатов.
Гости на его открытие приехали чинные, серьезные, на солидных иномарках. Встречали их своеобразно, с накрытыми газеткой столами, на которых громоздились советские закуски - оливье, шпроты, соленые огурчики, черный хлеб. Но куда больше ностальгической презентации гостей удивили экспонаты.
Мусор оказался высокохудожественным!
Оказывается, ненужное старье можно превратить в произведение искусства. Неожиданно, красиво, сложно, стильно. Из конфетных фантиков и старых автопокрышек, теннисных шариков и картонных втулок, битых чашек и древних вилок-ложек получились совершенно удивительные вещи.
Музей мусора: глаза разбегаются!
"Ну вы даете!" - восхитились посетители.
Это и по сей день - самый частый отзыв. Он очень радует создателей Художественного музея мусора МУМУ. Потому что сразу было решено: этот проект немыслим без изрядной доли иронии. И подчиняется правилу трех "У": узнать, удивиться, улыбнуться.
Тут требуется небольшое отступление.
Уборщицы против "трэш-арта"
Техника "трэш-арта", поделок из мусора, в последние десятилетия стала весьма популярна. На Западе это целое направление в искусстве. Иногда - доведенное до абсурда. Возможно, поэтому главным врагом "мусорных" инсталляций в европейских залах не раз оказывались старательные уборщицы. Одна, в итальянском городе Больцано, недолго думая, выбросила на помойку собрание пустых бутылок и окурков с претензией на глубокий смысл. Другая, в Бари, уничтожила веником композицию из мятых бумажек и печенья стоимостью 10 тысяч евро. Третья, в Дортмунде, неосторожно вытерла художественную грязь со старого таза (композиция "Когда начинает капать с потолка" Мартина Киппенбергера, страховка - 800 тысяч евро).
Петух из обрезков металла...
И как после этого не позлорадствовать над мусорной темой!
Спору нет, тема переработки отходов - актуальнее некуда. В день жители развитых стран оставляют после себя по несколько килограммов разной дряни, которая складывается в миллионы тонн. В России на вторичную переработку поступает не более половины промышленных отходов и не более 5% бытового мусора. Проблема - и огромная! Но когда борьба за экологию приобретает откровенно провокационные, бессмысленные формы, нормальный обыватель говорит "вы что, идиоты?" - и идет заниматься своими делами.
Пушкин из старых журналов...
У Ирины и ее небольшой команды подход принципиально другой. Им совершенно не хочется никого учить и тем более - пугать, шокировать, обвинять или стыдить. Толку, считают, от этого немного. Лучше всего работает "мягкое убеждение" и личный пример.
А еще - волшебная сила искусства.
Нежность пластиковых вилок
В Музее мусора собраны действительно красивые, технически сложные работы хороших мастеров своего дела. Купленные порой за очень немалые деньги за рубежом, на международных аукционах и выставках или непосредственно у авторов. Например, пышный настенный букет из серебряных столовых приборов (работа англичанки Энн Кэррингтон) выставлялся даже во дворце королевы Елизаветы II.
А это часы из пластиковых вилок...
Или портрет Стива Джобса из старых электронных плат и микросхем (художница Алина Белоусова из Саратовской области) - тонкие оттенки цвета, технологический импрессионизм. Или часы, обрамленные нежным овалом из неузнаваемо преображенных пластиковых вилок, работа художника Наталии Даниной. А учащиеся калужской школы для детей с ограниченными возможностями создали коллекцию модной одежды из старых джинсовых лоскутов - получилось ярко и элегантно.
...и Стив Джобс из использованных электронных плат.
Любимец публики - огромный медведь, у которого бурая шерсть - это мягкая лапша из резиновых покрышек. Дети лезут ему на спину, взрослые делают рядом селфи и гладят по мягким бокам. А рядом со страшноватым роботом-трансформером, сделанным из угловатого металла, обнаруживается "малыш". С ним "папа" играет в самую любимую детьми игру - "угадай, в какой руке подарок?". Даже техномонстры могут быть добрыми!
...и медведь с шерстью из резиновых покрышек.
- Самое сложное, - говорит Ирина, - найти людей с руками и головой. Сейчас ведь очень много любителей так называемого hand-made, которые наляпают что-то, выложат в соцсети, а потом заявляют - "я непризнанный талант!". А у нас - жесткое требование: никакой фальши. Никакого камуфляжа под мусор. Все по-честному. Материалом должны служить именно ненужные вещи, максимум нового - клей, пена, основа. Иначе получается подмена понятий. Очень приятно, что нам удается работать с самыми интересными авторами в этом жанре, признанными и состоявшимися. Санкт-Петербургского художника Вильгения Мельникова или дизайнера Нину Величко не надо "представлять" - хорошую работу от доморощенной поделки зритель отличает мгновенно.
И все же - какова сверхзадача мусорного проекта?
Личный пример
Ирина пытается подробно сформулировать ответ. Сводится он в целом к простому и понятному: потреблять - разумно. Не покупать лишнего. Не засорять никакое пространство вокруг себя - материальное, эмоциональное, интеллектуальное, информационное. Никому ничего не навязывать. А начинать - исключительно с себя.
картина "Крик Севера" из пластиковых оберток, выброшенных на вечную мерзлоту...
- Я вообще воздерживаюсь от каких-либо "концепций", - говорит Клочкова. - По-моему, когда люди слышат или видят очередного эко-пропагандиста, который мало чем отличается от пропагандиста политического, когда демонстрируется навязчивый стиль а-ля Грета Тунберг, ничего положительного это не несет. Слишком активная пропаганда - это худшее, что может случиться с нами со всеми. Вот, например, на Куршской косе люди жили в чистейшем, невероятно красивом месте. А теперь туристы, которые приезжают на косу, засоряют их дом. Не считают нужным убирать за собой мусор. Превращают традиционные поселения местных жителей в помойки. Какие эмоции это может вызывать? Кто, кого и в чем должен убеждать?
Обаятельный розовый слон из покрышек.
Ирина и не убеждает. Но на Куршскую косу, когда с семейством едет туда отдыхать, берет пакеты, в них дружно собирают любой замеченный мусор, вывозят и выбрасывают где полагается. Она привыкла учить детей выключать воду, пока чистишь зубы. Не пользоваться пластиковой посудой - брать с собой нормальную, походную. Сортировать, раздавать, использовать все вторичное.
Правда, замечает Ирина Александровна, в чем-то она сапожник без сапог:
- Вся моя чудесная семья делает вид, что разделяет мои взгляды на разумное потребление. Именно делает вид. Мусор, конечно, не бросает где попало. Но надо напоминать, что дома есть раздельные контейнеры для сбора. Что не надо покупать ненужное. Постоянные диалоги идут. Даже с мамой, которая тоже врач. Единственное, чего мне удалось добиться, - мои дети упаковывают все, что им не требуется, и несут мне со словами: "Мама, это в твой музей мусора, посмотри - вдруг пригодится".
В момент нашего разговора Ирина была занята крайне интересным делом. Институтская подруга, врач прислала ей десять коробок вещей "на разбор" - потому что "решила их из своей жизни убрать". В том числе раритетные книги по медицине, которые ей достались по наследству. Их тут же с радостью забрали себе однокурсники-врачи. А еще к Ирине прибыли пузырьки от духов и бижутерия, которые тут же пошли в работу, 8 шикарных, почти не ношеных сумок, старая советская керамика...
Для мастер-классов в музее - самое оно!
Философия к чаю
Ирина с долей иронии называет себя "человеком преклонных лет". В ее детстве еще стирали целлофановые пакеты, штопали колготы, собирали макулатуру и металлолом в школе. Наливали кофе в чашку, а не в одноразовый стакан. Чинили бытовую технику, а не отправляли на свалку, едва появится новая модель. Но главное - любили рыться в несметных "бабушкиных сокровищах" на чердаке или в коробочках. Мир старых вещей был теплым и сулил массу открытий.
праздничный букет из старых столовых приборов...
- Я считаю, что для современных детей большая потеря - то, что им накупают в магазине игрушки, но не устраивают игры с предметами, которые под рукой. С точки зрения развития фантазии шалаш из палочек, найденных в лесу, принцесса, сделанная из тряпочки и с цветком в волосах, - это и есть начало творчества. Мне очень жаль людей, которые не вкусили эту прелесть - дать вторую жизнь вещи, которая уже не нужна. А потом они тебя спрашивают: а что это за фирма, где ты такое купила? И ты гордо отвечаешь, что еще вчера это был просто мусор. Мой кумир в этом смысле - Маргарет Тэтчер, которая уже на пике своей карьеры сделала подкладку для демисезонного пальто из старой занавесочки, висевшей у нее на кухне. Тут вопрос не "дорого-дешево", бедность или богатство. Не поверите: свой ренессанс может пережить даже использованный чайный пакетик.
Подтверждаю: на музейном стенде представлены восемь вариантов "второй счастливой жизни" пакетика...
А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?
В минувшем году музей стал лауреатом премии правительства РФ в области культуры и туризма. Получил миллион рублей на дальнейшее развитие своих инициатив. На эти деньги приобрел квадрокоптер и снаряжение для спецназовцев, воюющих в зоне СВО.