Войти в почту

Собянин: В Москве отреставрировали 15 зданий театров, находящихся под охраной государства

В Москве за последние 12 лет отреставрировали 15 театров, являющихся памятниками архитектуры. Об этом сообщается на официальном сайте мэра и правительства Москвы со ссылкой на мэра столицы Сергея Собянина.

Собянин: В Москве отреставрировали 15 зданий театров, находящихся под охраной государства
© Агентство «Москва»

«На территории Москвы 62 здания театров, находящиеся под охраной государства. Из них за последние 12 лет отреставрированы 15. Многие здания культовых московских театров - памятники архитектуры. Реставрируем их с соблюдением всех принятых стандартов. Малый театр, например, с XIX века располагается в особняке в стиле классицизм. В 2011-2016 годах в нем провели масштабную реставрацию: укрепили, защитили от грунтовых вод и максимально сохранили исторический облик», - приводятся в сообщении слова Сергея Собянина.

Указывается, что на Театральной площади в желто-белом особняке в стиле классицизма с XIX века работает Малый театр. С 1806 года он вошел в Дирекцию императорских театров. Для Московского императорского театра дом купца Василия Варгина на Петровской площади перестроил архитектор Осип Бове. Он также стал автором проекта и другой постройки на Петровской площади - Большого театра.

«Первый спектакль в Малом театре состоялся без малого 200 лет назад - в октябре 1824 года. Это были увертюра композитора Алексея Верстовского и представление-балет «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря». Театр быстро снискал славу в кругу московской аристократии. В 1838-1840 годах здание было перестроено внутри по проекту архитектора Константина Тона. Он сохранил фасады авторства Бове, но достроил новый флигель в Неглинном проезде со зрительным залом и сценой. Окончательно композиция Малого театра сложилась после того, как к нему пристроили сарай для декораций. С 1929 года зрителей у входа в театр встречает памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева по проекту Федора Шехтеля», - говорится в материале.

Отмечается, что Малый театр оставался в этом здании и в советскую эпоху. С 1939 по 1948 год здание реконструировали и не сохранили изначальную задумку авторов. Последняя масштабная реставрация Малого театра прошла в 2011-2016 годах. Специалисты укрепили здание, защитив его от грунтовых вод, и максимально сохранили его исторический облик.

«Театр «Современник» занимает на Чистопрудном бульваре здание в светлых тонах в стиле неоклассицизма с круглым портиком у входа, который состоит из белых, поставленных полукругом колонн с капителями. Оно было построено в 1914 году по проекту архитектора Романа Клейна для кинотеатра «Колизей», где показывали немое кино под аккомпанемент живого оркестра. Показ фильмов продолжился и после революции. Правда, в раннее советское время «Колизей» играл также роль Первого рабочего театра Пролеткульта», - говорится в сообщении.

Указывается, что «Современник» появился в 1956 году, его основателями стали Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Лилия Толмачева и Виктор Сергачев. Первое время у театра не было своего здания: труппа давала спектакли на сценах домов культуры и клубов, в филиале МХАТ на ул. Москвина, в Театре имени Пушкина, в арендованном концертном зале гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте.

В 1961 году «Современнику» передали его первое помещение на Триумфальной площади, а в 1974 году коллектив театра переехал в «Колизей». Бывший кинотеатр сразу же начали перестраивать, поскольку требовалось больше пространства и служебных помещений. Во время этой реконструкции исчезли лепные фризы над колоннами и изменилась отделка фасада. В 2016 году «Современник» закрыли на реставрацию, во время которой укрепили фундамент, установили новые инженерные системы и оборудование сцены. Также вернули ему исторический облик.

«Элегантное здание в бежевых тонах с эркерами, похожими на накладные карманы, объединило неоклассицизм, модерн и конструктивизм. Дом в Большом Гнездиковском переулке построили в 1912 году, и сначала он не имел никакого отношения к учебному театру ГИТИСа. Московский архитектор с немецкими корнями Эрнст-Рихард Нирнзее задумал создать на месте старой дворянской усадьбы самую высокую и функциональную постройку в Москве с квартирами для холостяков. Городская управа разрешение выдала, и на смену деревянным домам пришла высотка в виде буквы П, достигавшая 44 м. Здание в народе прозвали «тучерезом» и Домом Нирнзее. И по моде того времени фасад украсило керамическое панно с лебедями по эскизу Александра Головина. Согласно городской легенде, его расположили таким образом, чтобы сам Нирнзее мог любоваться им в подзорную трубу из своей квартиры», - говорится в сообщении.

Отмечается, что «Тучерез» служил по назначению, а в 1915 году его подвал облюбовал театр-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева, а позже - цыганский театр «Ромэн». В 1918 году Дом Нирнзее национализировали, арендаторов выселили, а квартиры отдали советской номенклатуре. Здание получило название «Четвертый дом Моссовета» (Чедомос): здесь проживали высшие партийные работники и руководители советских учреждений. Но муза Мельпомена не захотела покидать эти стены, и в 1958 году в здании вновь обосновались театралы, на этот раз - учебный театр ГИТИСа.

Уточняется, что с 2018 по 2019 год в помещении театра прошла реставрация. Мастера обновили кирпичную кладку, очистили стены от загрязнений, покрасили карнизы, вернули прежний облик кессонированным потолкам и сводам Монье (так называется тип конструкций, метод создания которых изобрел французский садовник Жозеф Монье, который для укрепления цементной оболочки сводов придумал закладывать внутрь проволочную сетку). В подвале здания специалисты вернули исторический уровень пола, воссоздали напольное покрытие, дверные проемы, каменные лестницы и мраморный камин.

Театр «Школа современной пьесы» находится в трехэтажном особняке в виде буквы Г, покрытом светло-зеленой штукатуркой. Нарядное здание в стиле эклектики украшено причудливыми наличниками, ажурными балконами и куполом с окном. Изначально это был жилой дом. В 1843 году у семьи Соколовых его приобрел купец Александр Пегов и начал сдавать внаем. Одним из арендаторов стал французский подданный Люсьен Оливье, временный московский купец второй гильдии, изобретатель знаменитого новогоднего салата.

Отмечается, что в 1880-х годах было создано «Товарищество гостиницы «Эрмитаж Оливье», а в 1885-1886 годах Люсьен Оливье решил приспособить основное здание для нужд ресторана, придав ему более помпезное оформление. По проекту архитектора Михаила Чичагова сделали перелицовку фасадов, изменили оконные и дверные проемы, устроили антресольный объем. Для оформления фасадов Чичагов использовал элементы нескольких стилей: ренессанса, барокко, классицизма. На крыше появился аттик с окном и граненой башней. Ресторан стал притягательным местом для аристократии и творческой интеллигенции Москвы. О нем говорили: «Если не в Малый театр, то в «Эрмитаж». Максим Горький отмечал здесь премьеру пьесы «На дне», а Петр Чайковский - свадьбу.

Слава «Эрмитажа» не угасла даже спустя десятилетия, и в 1902 году мастер модерна Иван Бони пристроил к зданию еще одно здание, двухэтажное, которое опирается на стены соседних. На первом этаже архитектор создал Белый (или Овальный) зал, на втором - зимний сад с витражными окнами и потолком. После революции на месте ресторана открыли Центральный дом крестьянина. Затем сюда переехало издательство «Высшая школа». В 1989 году это здание получила новая труппа режиссера Иосифа Райхельгауза. Актеры «Школы современной пьесы» сразу же полюбили особняк и даже посвятили ему иммерсивный спектакль «На трубе», во время которого зрители узнают увлекательную историю театра-ресторана, а также о знаменитых гостях и важных событиях.

Сообщается, что сохранить первоначальный облик здания не удалось: оно сильно пострадало во время двух пожаров и частично обрушилось. В 2017 году началась реставрация бывшего «Эрмитажа» с приспособлением под нужды театра. Реставраторы очистили фасады, вернули декор, воссоздали купол с окошком. Внутри восстановили сцену и зрительный зал, превратив его в трансформер. С 2019 года здание снова блистает и радует любителей искусства и истории.

«Здание Театра на Малой Бронной с виду неприметное, скромное, розоватого цвета. Но, как великий актер с неяркой внешностью и многоликой душой, оно поражает своей историей и внутренним убранством. Его фундамент заложил еще в XVIII веке знаменитый архитектор Матвей Казаков, которого пригласили строить усадьбу князья Голицыны. Дом сгорел в 1812 году в знаменитом пожаре. В 1881 году по красной линии Малой Бронной улицы был возведен каменный жилой дом в стиле ампир по проекту архитектора Василия Загорского», - говорится в материале.

«В 1889 году новый владелец усадьбы, купец Митрофан Романов, нанял зодчего Николая Струкова, и тот перестроил громоздкий дом. Он превратился в комплекс из нескольких классических зданий с меблированными комнатами, трактиром и ремесленными мастерскими. Получился, говоря современным языком, арт-квартал, известный в то время как Романовка (по имени владельца) и ставший популярным у творческих студентов, молодых художников и музыкантов. Сюда захаживали поразмышлять об искусстве Петр Кончаловский, Михаил Врубель, Константин Коровин, Николай Римский-Корсаков, Федор Шаляпин», - говорится в материале.

Отмечается, что в 1893 году Романов пригласил архитектора Ивана Поздеева достроить в комплексе театральный зал, который вскоре стал репетиционной базой частного оперного театра Саввы Мамонтова, первой площадкой для режиссера Евгения Вахтангова и поэта Владимира Маяковского. После революции Романов занял Государственный еврейский театр, он находился там до 1962 года, пока так называемый арт-квартал не перешел к Московскому драматическому театру на Малой Бронной.

Уточняется, что в 2022 году театр отреставрировали, уделив особое внимание интерьеру: воссоздали мраморную лестницу, внутренние двери, тыс. кв. м потолочной лепнины. Вернули серо-голубую цветовую гамму начала ХХ столетия. Также оснастили сцену современной техникой. В частности, установили 50 подъемных механизмов с компьютерным управлением и 66 тонн металлоконструкций со световым и звуковым оборудованием.