Собянин: В Москве отреставрировали 15 зданий театров, находящихся под охраной государства
В Москве за последние 12 лет отреставрировали 15 театров, являющихся памятниками архитектуры. Об этом сообщается на официальном сайте мэра и правительства Москвы со ссылкой на мэра столицы Сергея Собянина.
«На территории Москвы 62 здания театров, находящиеся под охраной государства. Из них за последние 12 лет отреставрированы 15. Многие здания культовых московских театров - памятники архитектуры. Реставрируем их с соблюдением всех принятых стандартов. Малый театр, например, с XIX века располагается в особняке в стиле классицизм. В 2011-2016 годах в нем провели масштабную реставрацию: укрепили, защитили от грунтовых вод и максимально сохранили исторический облик», - приводятся в сообщении слова Сергея Собянина.
Указывается, что на Театральной площади в желто-белом особняке в стиле классицизма с XIX века работает Малый театр. С 1806 года он вошел в Дирекцию императорских театров. Для Московского императорского театра дом купца Василия Варгина на Петровской площади перестроил архитектор Осип Бове. Он также стал автором проекта и другой постройки на Петровской площади - Большого театра.
«Первый спектакль в Малом театре состоялся без малого 200 лет назад - в октябре 1824 года. Это были увертюра композитора Алексея Верстовского и представление-балет «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря». Театр быстро снискал славу в кругу московской аристократии. В 1838-1840 годах здание было перестроено внутри по проекту архитектора Константина Тона. Он сохранил фасады авторства Бове, но достроил новый флигель в Неглинном проезде со зрительным залом и сценой. Окончательно композиция Малого театра сложилась после того, как к нему пристроили сарай для декораций. С 1929 года зрителей у входа в театр встречает памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева по проекту Федора Шехтеля», - говорится в материале.
Отмечается, что Малый театр оставался в этом здании и в советскую эпоху. С 1939 по 1948 год здание реконструировали и не сохранили изначальную задумку авторов. Последняя масштабная реставрация Малого театра прошла в 2011-2016 годах. Специалисты укрепили здание, защитив его от грунтовых вод, и максимально сохранили его исторический облик.
«Театр «Современник» занимает на Чистопрудном бульваре здание в светлых тонах в стиле неоклассицизма с круглым портиком у входа, который состоит из белых, поставленных полукругом колонн с капителями. Оно было построено в 1914 году по проекту архитектора Романа Клейна для кинотеатра «Колизей», где показывали немое кино под аккомпанемент живого оркестра. Показ фильмов продолжился и после революции. Правда, в раннее советское время «Колизей» играл также роль Первого рабочего театра Пролеткульта», - говорится в сообщении.
Указывается, что «Современник» появился в 1956 году, его основателями стали Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Лилия Толмачева и Виктор Сергачев. Первое время у театра не было своего здания: труппа давала спектакли на сценах домов культуры и клубов, в филиале МХАТ на ул. Москвина, в Театре имени Пушкина, в арендованном концертном зале гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте.
В 1961 году «Современнику» передали его первое помещение на Триумфальной площади, а в 1974 году коллектив театра переехал в «Колизей». Бывший кинотеатр сразу же начали перестраивать, поскольку требовалось больше пространства и служебных помещений. Во время этой реконструкции исчезли лепные фризы над колоннами и изменилась отделка фасада. В 2016 году «Современник» закрыли на реставрацию, во время которой укрепили фундамент, установили новые инженерные системы и оборудование сцены. Также вернули ему исторический облик.
«Элегантное здание в бежевых тонах с эркерами, похожими на накладные карманы, объединило неоклассицизм, модерн и конструктивизм. Дом в Большом Гнездиковском переулке построили в 1912 году, и сначала он не имел никакого отношения к учебному театру ГИТИСа. Московский архитектор с немецкими корнями Эрнст-Рихард Нирнзее задумал создать на месте старой дворянской усадьбы самую высокую и функциональную постройку в Москве с квартирами для холостяков. Городская управа разрешение выдала, и на смену деревянным домам пришла высотка в виде буквы П, достигавшая 44 м. Здание в народе прозвали «тучерезом» и Домом Нирнзее. И по моде того времени фасад украсило керамическое панно с лебедями по эскизу Александра Головина. Согласно городской легенде, его расположили таким образом, чтобы сам Нирнзее мог любоваться им в подзорную трубу из своей квартиры», - говорится в сообщении.
Отмечается, что «Тучерез» служил по назначению, а в 1915 году его подвал облюбовал театр-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева, а позже - цыганский театр «Ромэн». В 1918 году Дом Нирнзее национализировали, арендаторов выселили, а квартиры отдали советской номенклатуре. Здание получило название «Четвертый дом Моссовета» (Чедомос): здесь проживали высшие партийные работники и руководители советских учреждений. Но муза Мельпомена не захотела покидать эти стены, и в 1958 году в здании вновь обосновались театралы, на этот раз - учебный театр ГИТИСа.
Уточняется, что с 2018 по 2019 год в помещении театра прошла реставрация. Мастера обновили кирпичную кладку, очистили стены от загрязнений, покрасили карнизы, вернули прежний облик кессонированным потолкам и сводам Монье (так называется тип конструкций, метод создания которых изобрел французский садовник Жозеф Монье, который для укрепления цементной оболочки сводов придумал закладывать внутрь проволочную сетку). В подвале здания специалисты вернули исторический уровень пола, воссоздали напольное покрытие, дверные проемы, каменные лестницы и мраморный камин.
Театр «Школа современной пьесы» находится в трехэтажном особняке в виде буквы Г, покрытом светло-зеленой штукатуркой. Нарядное здание в стиле эклектики украшено причудливыми наличниками, ажурными балконами и куполом с окном. Изначально это был жилой дом. В 1843 году у семьи Соколовых его приобрел купец Александр Пегов и начал сдавать внаем. Одним из арендаторов стал французский подданный Люсьен Оливье, временный московский купец второй гильдии, изобретатель знаменитого новогоднего салата.
Отмечается, что в 1880-х годах было создано «Товарищество гостиницы «Эрмитаж Оливье», а в 1885-1886 годах Люсьен Оливье решил приспособить основное здание для нужд ресторана, придав ему более помпезное оформление. По проекту архитектора Михаила Чичагова сделали перелицовку фасадов, изменили оконные и дверные проемы, устроили антресольный объем. Для оформления фасадов Чичагов использовал элементы нескольких стилей: ренессанса, барокко, классицизма. На крыше появился аттик с окном и граненой башней. Ресторан стал притягательным местом для аристократии и творческой интеллигенции Москвы. О нем говорили: «Если не в Малый театр, то в «Эрмитаж». Максим Горький отмечал здесь премьеру пьесы «На дне», а Петр Чайковский - свадьбу.
Слава «Эрмитажа» не угасла даже спустя десятилетия, и в 1902 году мастер модерна Иван Бони пристроил к зданию еще одно здание, двухэтажное, которое опирается на стены соседних. На первом этаже архитектор создал Белый (или Овальный) зал, на втором - зимний сад с витражными окнами и потолком. После революции на месте ресторана открыли Центральный дом крестьянина. Затем сюда переехало издательство «Высшая школа». В 1989 году это здание получила новая труппа режиссера Иосифа Райхельгауза. Актеры «Школы современной пьесы» сразу же полюбили особняк и даже посвятили ему иммерсивный спектакль «На трубе», во время которого зрители узнают увлекательную историю театра-ресторана, а также о знаменитых гостях и важных событиях.
Сообщается, что сохранить первоначальный облик здания не удалось: оно сильно пострадало во время двух пожаров и частично обрушилось. В 2017 году началась реставрация бывшего «Эрмитажа» с приспособлением под нужды театра. Реставраторы очистили фасады, вернули декор, воссоздали купол с окошком. Внутри восстановили сцену и зрительный зал, превратив его в трансформер. С 2019 года здание снова блистает и радует любителей искусства и истории.
«Здание Театра на Малой Бронной с виду неприметное, скромное, розоватого цвета. Но, как великий актер с неяркой внешностью и многоликой душой, оно поражает своей историей и внутренним убранством. Его фундамент заложил еще в XVIII веке знаменитый архитектор Матвей Казаков, которого пригласили строить усадьбу князья Голицыны. Дом сгорел в 1812 году в знаменитом пожаре. В 1881 году по красной линии Малой Бронной улицы был возведен каменный жилой дом в стиле ампир по проекту архитектора Василия Загорского», - говорится в материале.
«В 1889 году новый владелец усадьбы, купец Митрофан Романов, нанял зодчего Николая Струкова, и тот перестроил громоздкий дом. Он превратился в комплекс из нескольких классических зданий с меблированными комнатами, трактиром и ремесленными мастерскими. Получился, говоря современным языком, арт-квартал, известный в то время как Романовка (по имени владельца) и ставший популярным у творческих студентов, молодых художников и музыкантов. Сюда захаживали поразмышлять об искусстве Петр Кончаловский, Михаил Врубель, Константин Коровин, Николай Римский-Корсаков, Федор Шаляпин», - говорится в материале.
Отмечается, что в 1893 году Романов пригласил архитектора Ивана Поздеева достроить в комплексе театральный зал, который вскоре стал репетиционной базой частного оперного театра Саввы Мамонтова, первой площадкой для режиссера Евгения Вахтангова и поэта Владимира Маяковского. После революции Романов занял Государственный еврейский театр, он находился там до 1962 года, пока так называемый арт-квартал не перешел к Московскому драматическому театру на Малой Бронной.
Уточняется, что в 2022 году театр отреставрировали, уделив особое внимание интерьеру: воссоздали мраморную лестницу, внутренние двери, тыс. кв. м потолочной лепнины. Вернули серо-голубую цветовую гамму начала ХХ столетия. Также оснастили сцену современной техникой. В частности, установили 50 подъемных механизмов с компьютерным управлением и 66 тонн металлоконструкций со световым и звуковым оборудованием.