Пять шедевров советского авангарда: как в Москве реставрируют здания в стиле конструктивизма

Конструктивизм 1920–1930-х годов предполагал смелые и радикальные эксперименты, доселе невиданные в мировой архитектуре. Первое в истории здание с вынесенным за основной объем амфитеатром, огромные дома-коммуны, описанные еще социалистами-утопистами, но реализованные лишь в СССР, творение знаменитого Ле Корбюзье, хлебопекарный завод, ставший сегодня музеем, — все эти сооружения не просто сохранились в столице, но продолжают жить благодаря реставрации. О некоторых из них — в нашем материале.

Пять шедевров советского авангарда: как в Москве реставрируют здания в стиле конструктивизма
© Mos.ru

Архитектура будущего

Авангардисты 1910–1930-х годов отказались от принципа «искусство ради искусства» и решили, что оно должно служить практическим целям. Так появились абстракционизм и супрематизм в живописи, футуризм — в поэзии и конструктивизм — в архитектуре. Последний достиг своего наивысшего расцвета в Советской России. 

Конструктивизм тех лет — не только архитектурный стиль, но и целый социальный эксперимент. Молодые советские архитекторы перевернули представление о том, каким должно быть здание. В основу легли утилитарность, экономичность, лаконичность форм, отсутствие декора, правильная геометрия. Именно на этих принципах строят большинство зданий и сегодня. В этом смысле конструктивизм можно назвать прообразом современной архитектуры.

В Москве сохранилось немало шедевров советского авангарда: дома культуры, административные, жилые и промышленные сооружения. Их постепенно реставрируют и интегрируют в жизнь мегаполиса практически в том виде, в котором они создавались почти столетие назад.

Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова)

Адрес: улица Стромынка, дом 6

Рабочие клубы стали символом новой социально ориентированной архитектуры 1920-х. Один из наиболее известных — клуб Союза коммунальников имени И.В. Русакова — был построен в 1927–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова.

Внешний облик здания в виде шестеренки, зрительный зал-трансформер, который занимал 70 процентов конструкции и из общего превращался в несколько отдельных аудиторий, — все стало архитектурным вызовом и предлагалось впервые. Более того, клуб оказался первым в мире сооружением с балконами амфитеатра, вынесенными за пределы основного пространства.

В 1996 году авангардный Театр Романа Виктюка стал государственным и получил подходящее по духу здание бывшего Дома культуры. Театру требовалась масштабная реконструкция с реставрацией, которая началась только в 2012 году.

Для зрителей Театр Романа Виктюка на Стромынке вновь открыл свои двери только в 2016-м. Памятнику конструктивизма вернули прежний вид, а внутреннее убранство приспособили под нужды современного театра, отреставрировав сцену, зрительный зал и фойе. Пространство превратили в подобие античного амфитеатра, а часть зрительных мест, как и задумал Мельников, расположили в трех выступающих секторах.

Гений, страсть и здание-шестеренка. Как устроен Театр Романа ВиктюкаДом-фара и гараж-подкова: изучаем здания архитектора Константина Мельникова

Дом Наркомфина на Новинском бульваре

Адрес: Новинский бульвар, дом 25, корпус 1

Дома-коммуны описывали еще социалисты-утописты, в частности Шарль Фурье в своей концепции фаланстера — новой формы жилья, где люди будут приобщаться к коллективизму и освободятся от тягот домашнего быта. В СССР дома, устроенные по принципу фаланстера, стали одними из самых узнаваемых построек в стиле конструктивизма. Дом Наркомфина, пожалуй, самый знаковый из них.

Его построили в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Дом Наркомфина стал воплощением принципа дома переходного типа. В здании индивидуальные жилые помещения соседствовали с бытовыми — столовой и спортивным залом, мастерскими, яслями и детским садом, также был пристроен корпус общественного обслуживания.

Здание в народе стали называть домом-кораблем или домом-пароходом. Сходство с кораблем постройке придавали белые фасады, приподнятый за счет колонн первый этаж и надстройка в виде мостика на плоской крыше.

Комплексная реставрация Дома Наркомфина началась в 2016 году, а руководил проектом внук архитектора Алексей Гинзбург. До этого здание даже не ремонтировали капитально. В ходе работ демонтировали поздние надстройки и пристройки, раскрыли колонны застроенного цокольного этажа жилого корпуса. Специалисты отреставрировали несущий железобетонный каркас здания, воссоздали объемно-планировочную структуру мест общего пользования и квартир, композицию и оформление фасадов. Часть раскрытий сохранили в виде экспозиционных фрагментов, теперь они доступны посетителям коммунального корпуса.

В 2020 году Дом Наркомфина стал лауреатом премии «Московская реставрация» сразу в двух номинациях.

Находки и открытия: реставрация помогла найти новые ценные элементы архитектуры Дома НаркомфинаДом-коммуна, скоропечатня Левенсона и еще 13 шедевров «Московской реставрации»

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе

Адрес: 2-й Донской проезд, дом 9

Если Дом Наркомфина напоминает корабль, то дом-коммуна на улице Орджоникидзе, скорее, похож на аэроплан. Это здание в конструктивистском стиле построили в 1929–1930-х годах по проекту архитектора Ивана Николаева для студентов Московского текстильного института. Оно состояло из трех корпусов: спального (блок А), санитарного (блок Б) и учебного (блок В). Все этажи второго корпуса связал параболический пандус — он стал одним из символов русского авангарда.

Внутренняя планировка была такой же авангардной для тех лет, как и внешний вид: все здесь было подчинено новой организации быта студентов. В спальном корпусе располагались специальные кабины площадью шесть квадратных метров для двух человек, в санитарном — уборные, душ, раздевалки и прачечная, а в общественном корпусе — столовая, библиотека, спортзалы и кабинеты для занятий. 

В 1990-е спальный корпус вывели из эксплуатации из-за несоответствия санитарным нормам, и он долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его реставрация завершилась в 2013 году. Чтобы сохранить память о студенческом быте 1930-х, в музейном блоке воссоздали шесть спальных кабин. На фасаде восстановили ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами.

К 2016 году завершили работы в двух других корпусах. Сегодня в доме-коммуне, как и было задумано, располагается студенческое общежитие Московского государственного института стали и сплавов.

Хлебозавод № 5 имени Василия Зотова

Адрес: Ходынская улица, дом 2

Хлебопекарный завод на Ходынской улице построили в 1931 году по проекту архитектора Александра Никольского и инженера Георгия Марсакова. Основная часть здания имеет форму цилиндра. У такого решения есть практическое значение: здесь впервые в СССР применили кольцевой конвейер, разработанный инженером Марсаковым, который автоматизировал весь процесс выпекания хлеба. Название завод получил по имени наркома пищевой промышленности Василия Зотова, который организовал массовое строительство подобных предприятий в советской столице.

Хлеб выпекали здесь до 2006 года, а затем бывший хлебозавод пустовал 12 лет, пока в 2018-м не началась его реставрация. Благодаря выявлению и консервации элементов внутренней отделки сегодня москвичи могут увидеть, как менялись интерьеры на протяжении почти 100-летней истории здания.

Кроме того, реставраторам удалось сохранить кирпичную кладку 1930-х годов и конвейерный барабан, куда спрятали инженерные коммуникации. Была восстановлена шахта подъемника, проходившая вдоль одной из лестниц, расчищено и законсервировано живописное панно с изображением женщины-пекаря с караваем в руках.

Фасад здания, как и прежде, украшают цифры «1931», выложенные белым кирпичом на красном фоне. Надпись «Хлебозавод 5» реставраторы восстановили по историческим фотографиям. Осенью прошлого года в отреставрированном региональном памятнике открыли центр изучения конструктивизма «Зотов», а ключевым экспонатом стал сам бывший хлебозавод.

Здание Центросоюза потребительских работников

Адрес: Мясницкая улица, дом 39, строение 1

Офис для работников Центросоюза построен по проекту французского архитектора Ле Корбюзье — пионера модернизма и функционализма в мировой архитектуре. Это единственное здание в России, возведенное по его проекту, с которым он победил на трехэтапном конкурсе и обошел многих талантливых архитекторов — новаторов того времени. Строительство началось в 1929 году и продолжалось семь лет.

Здание отличают монументальность и лаконичность форм, основанных на сочетании простых геометрических объемов. Это одно из первых в мире больших офисных строений со сплошным остеклением. Гигантские стеклянные поверхности на фасадах, контрастирующие с облицованными плоскостями, мощные открытые опоры, свободные пространства первого этажа, плоские крыши — эти принципы, сформулированные еще в 1920-е годы, Ле Корбюзье воплотил в здании Центросоюза.

Реставрация шедевра конструктивизма началась в 2011-м. Фасады очистили специальными растворами, небольшие утраты каменной облицовки восполнили декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня. В центральном вестибюле реставраторы восстановили колонны из искусственного мрамора и воссоздали рисунок мраморного пола. Поздние полы в лифтовых холлах заменили на новые — из керамогранита под цвета дерева.

В 2014 году здание Центросоюза стало лауреатом конкурса «Московская реставрация». Сегодня там располагается Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Центральный детский магазин и Дом Наркомфина: за 12 лет в ЦАО инвесторами реализовано 23 знаковых архитектурных проектаИсторический портрет: как в столице ремонтируют рабочие поселки эпохи конструктивизма«Конструктивизм — наш бренд». Как ремонтируют жилой дом-памятник в Дангауэровке