Эхо ар-деко: В Галерее Люмьер открылась выставка "Жизнь как кино"

Зачем изобретать новое, если в бездонном сундуке мировой художественной культуры всегда найдутся забытые жемчужины, которым суждено вновь засиять?

Эхо ар-деко: В Галерее Люмьер открылась выставка "Жизнь как кино"
© Российская Газета

Так, в России и мире все больше интересуются ар-деко - стилевым течением в декоративном и изобразительном искусствах и архитектуре. Ар-деко появилось в "ревущие двадцатые" и завоевало сперва Европу, а после и Соединенные Штаты. Причудливые формы модерна в сочетании с возрождавшимся интересом к классике родили синтез, в котором древнеегипетская роскошь соседствует с эстетикой индустриального "века машин".

Сперва Великая депрессия, а потом и лишения Второй мировой заставили поблекнуть роскошь сияющего кристаллами и золотом стиля, но сейчас, сто лет спустя, перед "нескромным обаянием" ар-деко все сложнее устоять. Трудно представить себе современный культурный ландшафт без костюмированных вечеринок в стиле "Великого Гэтсби", но вот уже блеск стекляруса и ритмы джаза находят место не только на светских вечерах, но и в художественных галереях и выставочных пространствах.

Фото: Вячеслав Немиров / "РГ"

Масштабная модная выставка "Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко" с успехом прошла в прошлом сезоне на ВДНХ в Павильоне "Рабочий и колхозница", еще одном примере ар-деко, но уже в монументальном искусстве. А этим летом Галерея Люмьер приняла эстафету, представив выставку фотографий "Жизнь как кино".

Все, от оформления выставочного пространства до экспликаций, заявляет о том, что перед нами экспозиция, посвященная ар-деко в наиболее широком смысле слова - на экспонируемых снимках мы видим и модную фотографию от признанных мастеров - Хорста П. Хорста, Уильяма Кляйна, Мелвина Соколски, и архитектурные памятники эпохи, запечатленные Шейлой Мецнер, Гарольдом Файнстайном, Эллиоттом Эрвиттом, и кадры из фильмов "золотой эпохи" Голливуда - перед зрителем проплывает галерея знакомых и в то же время неизмеримо далеких лиц таких актеров, как Вивьен Ли, Чарли Чаплина, Фрэнка Синатры, Греты Гарбо, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Кэри Гранта и Ингрид Бергман.

Но если взглянуть на даты создания работ, представленных на выставке, может возникнуть диссонанс. Ведь хорошо известно, что ар-деко - это почти что самое начало века, а самые ранние из фотографий выставки "Жизнь как кино" датируются 30-ми годами, когда ар-деко был не то чтобы в прошлом, но последним писком уже не считался.

Противоречие, однако, легко разрешить: очевидно, что во времена расцвета ар-деко фотография была уже делом не экзотическим, но все же развивалась слабо, и еще мало кто считал "светопись" самостоятельным искусством.

С другой стороны, влияние ар-деко, особенно на американскую культуру, которой и посвящена выставка, сложно переоценить. Классический американский кинематограф на годы вперед усвоил и освоил эстетику ар-деко: бесконечные "пати", джаз, мужчины в широких костюмах, женщины - в простых, но роскошных платьях. Это эстетика и "Касабланки", и "Дурной Славы", и даже в "Унесенных ветром" ощущается элегантное дыхание ар-деко.

Фото: Вячеслав Немиров / "РГ"

Действующим лицом выставки "Жизнь как кино" помимо калифорнийского Голливуда становится и Нью-Йорк - город-полигон для архитекторов, возводивших прекрасные и в то же время циклопические небоскребы, он стал витриной стиля ар-деко и остается ей до сих пор. И фотографировать легендарные Эмпайр-стейт-билдинг или Крайслер-билдинг можно как в 60-ые, так и в 80-ые и их суть как главных памятников эпохи от этого не изменится ни на йоту. Нью-Йорк становится сквозным героем выставки, он зримо или незримо присутствует в большинстве кадров, сохраняющих динамику большого, сияющего и богатого города. Особенный интерес в этом смысле представляют работы советского фотографа Николая Драчинского, бывавшего за океаном в командировках. Нью-Йорк Драчинского - это одновременно пугающее и завораживающее безжизненное пространство из стекла и бетона, застывший каменный остров.

Организаторы выставки сумели при помощи небольшой экспозиции, уместившейся в один зал и в примерно 30 фотографических работ, поведать не только и не столько о собственно ар-деко, но скорее об эхе этого стиля, продолжающего жить и через 100 лет после эпохи расцвета.

Нынешние 20-ые годы одновременно не похожи и чертовски напоминают 20-ые века минувшего. Мир стоит на пороге титанических изменений, о сущности которых остается только догадываться. Технический прогресс измеряется не десятилетиями, а месяцами, и, кажется, жизнь за ним не успевает. Именно в такие сложные, но интересные времена рождаются курьезные, но вместе с тем и прекрасные явления, как ар-деко. А выставка Галереи Люмьер "Жизнь как кино" не остается банальной подборкой стилистически близких кадров, становясь размышлением о прогрессе и развитии, наследии и современности.