Умные скамейки и говорящие домофоны в новостройках оказались невостребованными

Модные новинки в новостройках, как показала практика, зачастую остаются невостребованными. Так, лишними оказываются лапомойки для собак, "умные скамейки" с зарядками, говорящие домофоны, террасы на крышах и даже охранники, рассказали "РГ" участники рынка.

Умные скамейки и говорящие домофоны в новостройках оказались невостребованными
© Российская Газета

Девелоперы стремятся наполнить проекты модными новшествами, которые привлекают покупателя. Но после сдачи дома многие опции оказываются ненужными или слишком дорогими. Например, из фишек новостроек - лапомойки в холлах подъездов. Собаку можно ополоснуть после прогулки здесь, не разводя грязь дома. Однако скоро эта фишка может исчезнуть из проектов.

По московскому опыту лапомойки не используются, отметила на форуме "АрхМосква" директор по развитию бизнеса Metrium Наталья Сазонова. Большую собаку мыть неудобно, поскольку потом придется везти ее мокрую в лифте, поясняет она. Маленькую несложно помыть дома. Есть случаи, когда в подъезд проникают бездомные и в лапомойке устраивают себе душ.

"Существенное число владельцев по-прежнему предпочитают мыть питомцев дома, потому что так привычнее, - говорит Алексей Хриченков, руководитель подразделения компании "Брусника". - Данных, подтверждающих необходимость проектировать лапомойки в каждом проекте, нет".

В одном из жилых комплексов компания разместила также пилотные туалеты для собак - площадки с дренажной системой и покрытием в виде мелкого щебня, гальки или песка. "Через некоторое время мы выяснили, что пользуются ими только 5% владельцев домашних животных, - рассказывает Хриченков. - Еще один спорный кейс - умный дом. В новостройках массового сегмента это решение пока не работает: клиенты не готовы платить за установку и обслуживание оборудования. Около половины опрошенных считают, что внедрение системы должно стоить до 10 тысяч рублей, еще 18% затруднились с ответом. В реальности же минимальная планка - 65-70 тысяч рублей", - говорит эксперт.

Умные лифты и домофоны зачастую слишком капризны: не узнают владельцев по лицу, не пускают в дом или привозят не на тот этаж, отмечают в движении "Народный жилищный инспектор". Не очень востребованны в новостройках, как ни странно, домофоны, рассказывают в Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), поскольку зачастую приходится отвечать на звонки заблудившихся курьеров или посетителей, которые наугад пытаются попасть в подъезд. Домофоны, которые произносят приветствия, неудобны для молодых родителей - устройства будят спящего в коляске ребенка.

Некомфортными оказываются умные скамейки (с зарядками, розетками и даже точкой wi-fi): сидя на солнце, заряжать гаджет - сомнительное удовольствие, говорит руководитель отдела маркетинга ГК "Монолит" Михаил Степанов. Оптимально совмещать полезные зоны с зоной отдыха или тихой работы, например, делать беседку с несколькими точками зарядки, а wi-fi сформировать как общую зону покрытия двора.

"Излишними пока можно назвать зарядки для электромобилей - таких машин крайне мало, а занимать эти места для парковки обычных автомобилей нельзя", - отмечает коммерческий директор "Таврида Девелопмент" Регина Толоконникова. Также сокращаются велопарковки на улицах - зимой они не используются, а летом велосипеды мокнут под дождем и выгорают на солнце. Сейчас есть тенденция переносить парковку для велосипедов, самокатов и колясок в помещения подземного паркинга.

"Еще одна невостребованная опция - зона ресепшн в жилых комплексах комфорт-класса, - говорит первый вице-президент GloraX Александр Андрианов. - Жители не всегда приходят к согласию, необходим ли постоянный консьерж, и чаще всего зона ресепшн остается пустой".

Жители все чаще пытаются отказаться даже от охраны, отмечают в "Народном жилищном инспекторе". Нередко охранники только дежурят у шлагбаума, что вполне можно заменить выдачей жителям брелков. Полномочий же на решение более серьезных ситуаций (например, утихомирить шумную пьяную компанию) у них нет.

"Избыточные опции, как правило, встречаются в премиальных и элитных проектах, - говорит директор управления элитной недвижимости "Метриум Премиум" Анна Раджабова. - Например, иногда девелоперы предусматривают в проектах шубные комнаты, которые могут находиться среди технических помещений в подземном паркинге, в них созданы оптимальные условия для хранения мехов". Однако обычно даже взыскательные клиенты ограничиваются приобретением холодильника для шуб в квартиру, считая покупку специальной кладовой неоправданной роскошью. Также клиенты элитного сегмента зачастую пренебрегают сигарными комнатами, потому что это идет вразрез с трендом на здоровый образ жизни. Среди покупателей квартир бизнес и премиум-класса непопулярны питьевые фонтанчики в лобби - их считают менее гигиеничными, чем кулеры.

"Очень спорная вещь - камин в лобби, - добавляет Сазонова. - Пока еще их закладывают в проект, но эксперты считают, что это избыточная фишка, которая в последующем отомрет".

"Со временем закрываются за невостребованностью или нежеланием жителей тратиться на содержание пространства общественные террасы на крыше ЖК или паркинга, - рассказывает руководитель группы маркетинга компании ЦДС Наталья Кукушкина. - Еще один яркий пример - частные фитнес-центры в домах. Как показала практика, наполнения жителями дома не хватает для их нормальной работы. В итоге фитнес становится общедоступным или вовсе закрывается".

"Невостребованной остается та инфраструктура, которая не соответствует классу проекта и потребностям его аудитории, - считает директор по маркетингу ГК ТОЧНО Евгения Тодорова. - В последнее время границы между классами стираются, застройщики сегментов стандарт и комфорт-класса стараются применить все преимущества жилья более высоких классов - консьержи, лапомойки, закрытая территория, видеонаблюдение, дворы без машин и т.д. Потребители этой недвижимости на этапе выбора и покупки заинтересованы в продуктовых фишках, но часто не готовы за них платить на этапе эксплуатации, потому что это достаточно дорогостоящие решения при использовании: ежемесячная абонентская плата, затраты на поддержание инфраструктуры, зарплата персонала, который обслуживает дом и инженерные системы. Потом получается так, что в домах стандарт- и комфорт-классов мы видим пустые консьержные стойки, неработающие фонтаны, отключенные камеры и постоянно открытые шлагбаумы".

"Чаще всего вопрос не в востребованности (даже если один человек использует какую-то опцию, значит, она нужна), а в соотношении баланса стоимости и востребованности, - считает руководитель подразделения Sezar Group Георгий Новиков. - Например, отдельный сервисный вход для курьеров, как правило, сокращает площадь мест общего пользования, при этом практика показывает, что курьеры все равно заходят с парадного входа - просто потому, что он заметнее. К таким же спорным решениям можно отнести пеленальную комнату в холле жилого комплекса. Такая комната действительно нужна вдалеке от дома (например, в торговом центре), но если до своей квартиры нужно только подняться на лифте, большинство предпочтут воспользоваться личными помещениями".

"В погоне за исполнением плана продаж застройщик зачастую игнорирует реальные потребности будущих жителей, а также базовое желание большей части целевой аудитории скорее обзавестись собственными квадратными метрами, - говорит основатель градостроительного бюро MASTER"S PLAN Юлия Зубарик. - Покупатели вынуждены переплачивать за часть продукта, напрямую не касающуюся их личной площади, будь то подземная парковка, лапомойки, умные лифты и домофоны. Компромиссным решением может стать "мастер-план продукта", предусматривающий возможности для интеграции продуктовых решений на стадии эксплуатации как реакции на запрос населения".