Как послевоенная Германия дала всему миру понять, что такое дизайн

Хороший дизайн должен быть невидимым, функциональным, практичным. Сегодня эти слова звучат как мантра, а вот еще сто лет назад мировому сообществу только удалось распробовать их смысл. И все благодаря школе Баухаус, появившейся в Германии после Первой мировой войны и давшей всему миру новое представление о дизайне.

Краткая история Баухауса

Школа Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году в ответ на нужды национальной экономики после Первой мировой войны. Ее создатели объединили ремесло и искусство, чтобы подготовить студентов к созданию функциональных и промышленных объектов. Особый упор делался на использование прогрессивных материалов и технологий.

Основные фигуры школы Баухаус — Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье в своих работах повлияли на конструктивистов и супрематистов. Они стали источником вдохновения для создания «модернистских» и «функциональных» конструкций, которые сегодня можно видеть в архитектуре, мебели и объектах дизайна.

Школа Баухаус также поощряла коллективную работу и междисциплинарность, что положило начало многим современным идеям в области художественного дизайна. Она стала площадкой для многих исследовательских и экспериментальных практик, которые вывели из творческих процессов многие ограничения, связанные с традиционным дизайном.

Поступление в Баухаус было открытым для всех, кто был заинтересован в изучении дизайна. К вступительным испытаниям допускались и юноши, и девушки

Однако были установлены строгие критерии отбора, которые обычно включали в себя необходимость представления портфолио работ и прохождения испытаний. Абитуриенты сдавали экзамены по различным предметам в зависимости от программы. Перечень был обширный, в него входили испытания по искусству, математике, физике, химии и истории искусства. Кроме того, студенты также проходили экзамены по дизайну и проектированию, которые оценивались по таким критериям, как оригинальность, функциональность и эстетика.

Важным аспектом программы Баухауса были практические занятия и проекты, которые также оценивались в ходе обучения. Студенты должны были создавать проекты, включающие в себя дизайн мебели, посуды, текстиля, архитектуры и других объектов на основе заданных промышленных и функциональных целей.

Эти проекты требовали не только творческого мышления, но и понимания технических деталей, материалов и методов производства. Экзамены были разработаны таким образом, чтобы проверить эти навыки и убедиться, что студенты готовы к профессиональной деятельности в области дизайна и проектирования.

Студенты Баухауса проходили интенсивные курсы, которые включали в себя основы конструкции, композиции, цвета и материалов, а затем знакомились с промышленным дизайном и проектированием объектов. Школа была известна своим инновационным подходом к обучению, который подразумевал поощрение новаторства, экспериментов и самостоятельности со стороны студентов.

Баухаус также привлекал ведущих художников и дизайнеров своего времени, которые часто делились своими знаниями с учащимися. Среди них были такие известные фигуры, как Пауль Клее, Василий Кандинский и Ласло Мохоли-Надь.

Классы в школе Баухауса были многонациональными и международными, и студенты должны были работать в командах, чтобы создавать инновационные и интересные проекты. Это привело к развитию разнообразных идей и методов дизайна, которые продолжают вдохновлять современные практики и технологии.

Школа Баухаус продолжила свою работу в Тюрингии до 1925 года, а затем была перенесена в Дессау. Она была закрыта нацистами в 1933 году, однако ее наследие продолжает оказывать влияние на дизайн и архитектуру во всем мире. Многие современные организации и институты, такие как Музей Баухауса в Берлине, посвящены ей и продолжают продвигать ее идеи и принципы в мире дизайна.

Баухаус как стиль

Практически сразу общественности бросилось в глаза единство стиля даже у представителей различных направлений. Несмотря на смелость экспериментов, студенты и преподаватели довольно быстро выделили свою уникальную «ДНК». Уже в 20-е годы «Баухаус» стало именем нарицательным, и стиль сохраняет актуальность до сих пор благодаря своим главным чертам.

Функциональность и простота форм

Главным принципом дизайна в стиле Баухаус была функциональность. Все объекты дизайна должны быть максимально практичными, удобными и простыми в использовании. Выпускники Баухауса не могли позволить себе дизайн ради дизайна, каждый предмет создавался для использования простыми людьми в простых домах. Поэтому в Баухаусе почти не присутствовал декор и лишние украшения. Форма следовала функции, и все детали были необходимыми.

Промышленное производство

Баухаус изначально ориентировался на массовое производство и не самую платежеспособную аудиторию. В Германии после войны был дефицит всего, и в то время мало кто задумывался о создании эксклюзивов для высшего общества. Наоборот, одной из косвенных задач Баухауса как школы было поднять с колен на тот момент не очень развитую промышленность.

Геометричность и абстракционизм

Формы дизайна в стиле Баухаус базировались на геометрических фигурах с использованием простых линий и гладких поверхностей. Многие объекты были абстрактными, тем самым подчеркивали желание дизайнеров создавать простые формы на основе науки.

Использование современных материалов

Дизайнеры в стиле Баухаус часто использовали новые материалы, такие как сталь, стекло, пластик и бетон, чтобы создавать новые формы и конструкции.

Цвет и контраст

Цвет был также важным элементом дизайна в стиле Баухаус, хотя обычно он использовался сдержанно. Контрасты между светлым и темным, а также между гладкими и матовыми поверхностями, создавали интересные эффекты и подчеркивали геометрические формы.

Что напоминает этот перечень ценностей? Конечно, скандинавский стиль, появившийся несколько позже, и, в первую очередь, ИКЕА.

ИКЕА и Баухаус связаны общей философией дизайна, которая подчеркивает функциональность, простоту и доступность в производстве предметов мебели и аксессуаров для дома. Оба бренда считают важным создавать объекты дизайна, которые могут быть доступны для широкой аудитории, обладают минималистичным стилем и исполнены в современном стиле. Баухаус был вдохновением для многих современных дизайнеров, включая ИКЕА, которая в своих продуктах использует элементы баухаусовского дизайна. Например, многие предметы мебели ИКЕА отличаются простыми линиями, функциональностью и геометрическими формами, которые можно увидеть в классическом баухаусе. Кроме того, философия Баухауса ориентирована на создание предметов массового производства, доступных для всех, что также является одним из принципов ИКЕА.