Итоги форума «МЕСТО и ЛЮДИ» : Нам удалось объединить людей и места
Ассоциация развития общественных пространств «МЕСТО и ЛЮДИ» провела первый одноименный форум. Оператором выступил деловой клуб Meeting! В течение однодневного делового марафона участники обсудили варианты инвестирования в формирование среды, рассмотрели архитектурные и дизайнерские кейсы, интеллектуальное и технологическое наполнение пространства.
Место
Для проведения форума было выбрано исключительно правильное место: новый культурный центр в здании Левашовского хлебозавода. Этим летом компания RBI после четырех лет бережной реконструкции открыла в здании бывшего Левашовского хлебокомбината площадку с мультимедийной экспозицией, посвященной хлебу блокадного Ленинграда. Продюсировать культурную площадку будет Школа Masters.
Люди
Форум отличался коллаборацией профессиональных сообществ: архитекторов, IT-компаний, девелоперов и УК, вузовских комьюнити, а вместе с ними ряда влиятельных лидеров из бизнес-среды. В итоге на форум собралось 357 человек, выступил 41 спикер, география участников охватила 11 городов России.
Возвратные инвестиции или зеркало нашей эволюции?
Впервые в разговоре об общественных пространствах так много говорили о финансах. Каких-то универсальных рецептов инвестирования в пространства не существует. Однако каждый новый проект - это не только интересная концепция, но и целый комплекс задач, которые требуют четких математических расчетов и финансового прогнозирования. Часть выступающих придерживалась позиции главенства коммерческой составляющей. Кто бы ни выступал инвестором – государство, частник или концессионер, итогом должна стать самоокупаемость объекта. Другие участники форума стояли за креативные идеи и вторичность прибыльности, когда речь идет о местах социального объединения.
По оценке Александра Боровикова, эксперта по инвестициям компании “Системные концессии” (АФК “Система”), “общественное пространство — это всегда высокая социальная нагрузка, и нереально окупить затраты на его создание. Первоначальные вложения местной власти — юридическая очистка участка под общественное пространство и проведение маркетингового исследования о запросах граждан. Надо заранее думать о том, чтобы после создания любого пространства расходы на его дальнейшее содержание могли бы окупиться”.
Петербургский архитектор Олег Харченко отметил, что “общественное пространство в жилой массовой застройке — это не просто благоустроенный сквер около дома. Сегодня необходимо менять отношение к земле исключительно как источнику извлечения прибыли, тогда финансовая нагрузка по развитию этих пространств ляжет на городские власти, которые должны будут привлечь частные средства на такие проекты”.
Наталия Белякова, ст.н.сотрудник Центра территориального и городского развития РАНХиГС, проведя острую дискуссию о базовых ценностях в создании общественных пространств, отметила: «Мэтры и молодые профессионалы сошлись на тезисе о балансе интересов. Ближнесрочных - отражающих удобство, понятность пространства конечным потребителям. Среднесрочных - девелоперской логики экономики проекта. Наконец, стратегическая оптика градостроителей и архитекторов позволяет осмыслить проект в категориях городской функциональной эстетики. Среда зеркалит обитателей, демонстрирует сокровенное социальное - и хочется, чтобы зеркало общественного пространства льстило и нашим потомкам».
Живая концепция
Хорошо организованное многофункциональное общественное пространство напоминает слаженный оркестр, где каждый инструмент исполняет свою партию и при этом взаимодействует с другими. Управляющая компания становится одновременно и композитором и дирижером.
В качестве примера общественного пространства нового типа Елизавета Гречухина, главный архитектор ГК “А101” в Санкт-Петербурге, назвала Дом культуры в Новой Москве, где под одной крышей находятся образовательный центр, спортивный зал, супермаркет и общепит. «Это абсолютно живой постоянно меняющийся организм. Мы очень чутко прислушиваемся к тому, что нужно горожанину, применяем тонкие настройки, постоянно что-то меняем и добавляем».
Другим примером современного общественного пространства, которое может появиться в Петербурге, архитектор Феликс Буянов считает проект застройки северной части намыва на оконечности Васильевского острова. При общей площади территории 145 гектаров зеленым насаждениям будет отдано 44 гектара, в том числе бульвар длиной 1,2 км. К сожалению, идея создать по берегу пешеходную набережную длиной 3,5 км не прошла согласования у транспортных ведомств. Дома от берега Финского залива будет отделять четырехполосная магистраль.
Один из главных выводов – общественное пространство, несомненно, может быть ядром архитектурной концепции. Однако оно не может существовать изолированно. Для того, чтобы места работали на людей, нужно четкое городское планирование, создание коммуникационных каркасов, где главным соединительным социопространством является уличная сеть, которая тоже наполнена смыслом и содержанием.
Горожаноориентированность – неологизм форума
Владимир Вайнер, заведующий Центром инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ, директор управляющей компании социальными инвестициями “Фабрики позитивных изменений»: “Форум стал на один день общественным пространством лидеров изменений и запустил движение к формированию партнерств и сообщества на основе принципов горожаноориентированности».
По мнению президента Ассоциации Игоря Сарычева, лидеры профессиональных сообществ могут просто и доступно объяснить суть проблем и апробированные варианты решений. Мы с коллегами видим перспективы развития общественных пространств в создании возможности для коммуникаций различных профессиональных сообществ и лидеров мнений, - продолжает делиться впечатлениями о Форума Сарычев Игорь. - Уверен, что основная структура Форума - треки #Инвестиции, #Пространство, #Технологии и #Лидеры будут развиваться на следующих ежегодных встречах. Сейчас мы анализируем многочисленные отклики и предложения, а до конца года планируем провести несколько круглых столов и конференций в интересных локациях. Наши стратегические планы: формирование экспертного сообщества вокруг Ассоциации, подготовка соглашений о партнерстве с представителями администраций, обсуждение с лидерами мнений, как сделать городскую среду живой в конкретных локациях. Основная задача Ассоциации развития общественных пространств «Место и Люди» - участие в реализации проектов, созданных в коллаборации с инициативами горожан и профессиональных сообществ. Присоединяйтесь! Мы сделаем мир лучше.
В качестве соорганизаторов дискуссий выступили некоммерческие ассоциации «Объединение Архитектурных Мастерских» (ОАМ) и объединение компаний-разработчиков программного обеспечения России РУССОФТ, а также Центр стратегического развития «СИБИРЬ» и управляющая компания социальными инвестициями «Фабрика позитивных изменений».