Дом, который построил Клейн
Эти слова можно отнести к более чем шестидесяти зданиям, построенным в разное время в Москве по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна (1858-1924). Самые знаменитые среди них – Музей изящных искусств на Волхонке (ныне ГМИИ им. Пушкина), Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), а также Средние торговые ряды на Красной площади, здание бывшего кинотеатра «Колизей» на Чистых прудах (ныне театр «Современник») и еще многие и многие другие знаковые объекты, определившие архитектурный облик Москвы второй половины XIX - начала XX веков. Он также был одним из первых в России зодчих, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции.
Одно из известных модернистских зданий Клейна – бывший Доходный дом с конторами на углу Мясницкой улицы и Фуркасовского переулка – было построено в 1908 году, то есть ровно 115 лет назад, по заказу крупного московского купца и промышленника Густава Кеппена. Он был основателем товарищества «Орудия, машины, двигатели», а также участником Императорского технического общества. Эффектное четырехэтажное здание с вытянутыми окнами и заточенным, как перо, угловым фасадом до сих пор считают одним из лучших зданий в историческом центре Москвы. Сегодня здесь размещаются некоторые службы Главгосэкспертизы России и здесь же летом 2022 года начал работу Центр взаимодействия и коммуникаций в строительстве.
О том, как протекала жизнь в доме Клейна в Фуркасовском переулке и кто были его владельцами на протяжении более 100 лет, мы подробно рассказали в день открытия ЦВК. В продолжение этой истории – рассказ о самом архитекторе Клейне, тем более что для этого также есть веский повод: в 2023 году отмечается 165 лет со дня его рождения.
Здание на углу Мясницкой улицы и Фуркасовского переулка
Роман Иванович Клейн родился 19 (31) марта 1858 года в Москве. Его отец Иван Макарович Клейн, немец по происхождению, был купцом первой гильдии. Но круг друзей и знакомых многодетной семьи Клейнов был широк и разнообразен. В их доме на Малой Дмитровке бывали литераторы, художники и музыканты. В том числе, например, Николай и Антон Рубинштейны, основатели Московской консерватории. А известный московский зодчий Александр Вивьен стал первым человеком, кто привел Романа Клейна на стройплощадку еще в 10-летнем возрасте и показал, как из рисунков и чертежей на свет появляются здания. Так, благодаря первому учителю и наставнику вопроса о выборе дальнейшего пути для молодого человека уже не было.
После окончания в 1882 году Императорской академии художеств Роман Клейн как один из лучших выпускников получил право продолжить обучение в Европе. В Париже он брал уроки у архитектора Шарля Гарнье, построившего, в частности, здание Парижской оперы. Первым самостоятельным проектом Клейна в Москве стал дом купца Хлудова на Новой Басманной улице. А дом в стиле итальянского палаццо, построенный в 1888 году на Воздвиженке для купчихи Морозовой, принес молодому архитектору первый серьезный успех.
Талант и упорный труд оттачивали его мастерство от проекта к проекту. Уже в начале 1890-х годов Роман Клейн стал одним из самых авторитетных и востребованных архитекторов в Москве. Благодаря успешному опыту строительства частных особняков – с уникальными стилевыми и техническими решениями в каждом случае – он быстро приобрел известность и крупных заказчиков в среде промышленников, банкиров и меценатов. Так, следующим закономерным шагом в карьере Клейна стали проекты фабричных, заводских и общественных зданий, в том числе музеев, общедоступных больниц и научных медицинских институтов.
В 1893 году в больничном городке Московского университета на Девичьем Поле завершилось строительство одной из первых в Москве специализированных гинекологических клиник (сегодня это Институт акушерства и гинекологии им. В. Ф. Снегирева). Финансировал проект меценат Павел Шелапутин, сам Роман Клейн непосредственно руководил процессом строительства. Спустя 10 лет, в 1903 году, по его проекту в больничном городке было построено еще одно уникальное здание – на этот раз для Института лечения злокачественных опухолей имени Морозовых.
Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ)
В 2016 году в столичном районе Хамовники появилась аллея имени архитектора Клейна. Ее длина – около 180 м. Основанием для нового топонима на карте Москвы стал тот факт, что между Малой и Большой Пироговской улицами, где проходила ранее безымянная аллея, расположены порядка 15 зданий, построенных архитектором для медицинского факультета Московского университета. В том числе непосредственно на угол аллеи Клейна выходит здание общежития для студентов-медиков, возведенное в 1903 году. Это также было одно из первых высотных строений в Москве в начале XX века.
Между тем еще современники Клейна вершиной его карьеры считали Музей изящных искусств при Московском университете, ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Конкурс на проектирование объявили в августе 1896 года. Инициатором создания музея и его первым директором был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Он же разработал и условия конкурса – а по сути, проектное задание, где были изложены все нюансы архитектурной стилистики, пространственной организации площадей и конструктивных особенностей будущего музея. В частности, конкурсантам предписывалось требование выполнить эскизный проект «в формах античной архитектуры или в стиле эпохи Возрождения». То есть, интерьеры залов должны были быть оформлены строго в соответствии с эпохой, которой датировались экспонаты. В итоге из 19 архитекторов правление Московского университета выбрало именно работу Клейна. Этот проект стал для него не просто самым крупным и ответственным госзаказом, а высочайшей миссией, в достойное выполнение которой он вложил немало личных средств.
Сегодня в архиве ГМИИ хранится около 300 писем Ивана Цветаева к Роману Клейну. В них изложена самая полная и подробная история строительства музея. Из переписки видно, что самое деятельное участие в процессе проектирования принимала царская семья.
ГМИИ им. Пушкина
«На днях я беседовал с Великим Князем: он высказался за возможную простоту рисунка фасадов, при соблюдении греческого стиля. Им же было высказано мнение, чтобы поменьше было лепных работ, как не соответствующих монументальности здания. Требуется, и, по его мнению, благородство линий античного архитектурного стиля, исполняемых выкладкой строительного материала. Я счел нужным поделиться с Вами этими сведениями», – написал Цветаев Клейну 11 ноября 1896 года.
Музей изящных искусств строили целых 16 лет. Его торжественно открыли 31 мая 1912 года. За эту работу Роману Клейну присвоили звание академика архитектуры.
Уже после революции Клейн проявил себя как выдающийся педагог и наставник, создавший одну из первых школ советской архитектуры. Его учениками были в том числе братья Веснины, Иван Рерберг, Григорий Бархин и другие архитекторы, давшие начало конструктивизму 1920-х годов.
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС, Гавриил Григоров/ТАСС, Александр Щербак/ТАСС