Белгородский город Шебекино возвращается к привычной жизни

Когда идешь по улицам приграничного Шебекино, слышишь чаще всего: "Не прошло и недели, а вон как все изменилось". Город оживает. Автомобильный трафик увеличивается, открыта часть магазинов, аптек. Работа строителей, которые едва ли не живут на специальных лесах, видна и специалистам, и горожанам: на домах, еще неделю назад зиявших пробоинами и чернотой пожарищ, утепляют фасады.

Белгородский город Шебекино возвращается к привычной жизни
© Российская Газета

Люди возвращаются

Дождливая погода шебекинцев и радует, и подгоняет. С одной стороны, жители частного сектора с облегчением вздыхают: "Поливать огород и клумбы не нужно". С другой - в тех домах, где вражеские снаряды пробили крышу, посекли окна и фасады, нужно спасать имущество от воды.

Новые оконные стеклопакеты, пожалуй, самая объемная часть работы строителей в эти самые дни. Жители Шебекино возвращаются в свои дома и квартиры, и там, где обломки стекол торчат опасными пиками, работают сразу и специалисты по замеру, и те, кто умело и оперативно убирает разрушенные окна.

Стандарт восстановления жилья после обстрелов, уже известный многим белгородцам, теперь приходится изучать и большинству жителей приграничного Шебекинского округа. Одна из жительниц, к примеру, не скрывает возмущения.

- У меня стояли тройные стеклопакеты, а мне ставят совсем другие! А если они будут промерзать? - опасения женщины разделяет и ее супруг.

Крупные предприятия Шебекинского округа, чтобы не растерять специалистов, за все время вынужденного простоя выплатят им зарплату

Однако практика такова, что определить, какие именно окна стояли в квартире раньше, порой очень сложно. Поэтому централизованно заказывают стандартные. Нужны другие? Все решается уже в индивидуальном порядке.

Вопрос с жильем в принципе самый болезненный для горожан. Как отметил на одном из совещаний глава Шебекинского городского округа Владимир Жданов, в результате массированных обстрелов пострадало свыше двух тысяч жилых помещений - это и квартиры, и частные дома. Степень повреждений совершенно разная, однако, если людям некуда вернуться, они не могут полноценно выйти на работу. Так или иначе, проблему придется решать очень оперативно. Ведь пока во многом по этой причине закрытыми остаются многие торговые точки и сервисные предприятия, а крупные заводы возвращаются к жизни не так быстро, как того хотелось бы.

Очень малый бизнес

В местных пабликах неслучайно публикуют адреса продуктовых магазинов и аптек, которые открываются в городе. Как правило, владельцы бизнеса зачастую сами становятся на кассу и выполняют обязанности всех сотрудников сразу. Продавец магазина кормов и товаров для животных Алена рассказывает, что торговая точка открылась одной из первых.

- Только до сих пор мы работаем не весь день, - говорит она. - Мы понимаем, что люди стали возвращаться. Многие бежали с животными, а многие оставили питомцев здесь. Как только стало возможным приехать в Шебекино, жители потянулись домой. Мы видели, что везут корма и лекарства из Белгорода, из тех поселков, где остановились временно. Это и тяжело, и неудобно. Решили открываться.

Однако пока работают не все точки продажи. Предприниматели рассказывают, что продавцы - как правило, молодые женщины - уехали в том числе за пределы региона. Это и понятно: увезли детей подальше, ведь в первые дни никто не мог предугадать, как долго в городе будет очень опасно для жизни и здоровья.

Впрочем, позитивные тенденции просматриваются. Курирующий экономический блок замгубернатора области Дмитрий Гладский отмечает, что крупные предприятия Шебекинского округа, чтобы не растерять специалистов, за все время вынужденного простоя выплатят зарплату, а самым ценным сотрудникам, чьи компетенции уникальны, - добавляя 20 процентов. Они вернутся домой вместе с семьями. Жизнь постепенно наладится.

В целом же, чтобы предпринимательскому сообществу округа было хоть немного проще заниматься непосредственно восстановлением бизнеса, здесь, как и в Грайворонском муниципалитете, прекратили все налоговые проверки, а чиновники констатируют, что все меры поддержки, в том числе компенсация ущерба от обстрелов, продолжат действовать и дальше.

Газон и порядок

Вернуть город к прежней благоустроенной жизни стараются и шебекинские озеленители. Мастер подразделения Алевтина Сурнина отмечает, что первые сотрудники вернулись в город после массированных обстрелов уже 16 июня.

- Начали убирать мусор, сбитые ветки, - рассказывает она. - Конечно, то, что здесь было, лучше бы не видеть.

В подразделении Алевтины Сурниной всего 28 человек, но сейчас не наберется и такого количества.

- Ведь есть те, кто еще не вернулся из пунктов временного размещения в Тамбове, Калуге, а также из других районных центров Белгородской области. А некоторым и возвращаться некуда: дома или совсем разбомблены, или так повреждены, что жить придется где-то в другом месте.

Тем временем работы у озеленителей масса. Бойкие сотрудницы освобождают яркие петунии от поднявших головы сорняков, рыхлят грунт и с улыбкой говорят о том, что летние ливни избавляют их от полива, а почву делают рыхлой. Ведь помимо Шебекино потрудиться предстоит и в поселке Маслова Пристань: над теми клумбами шебекинские мастерицы наводить красоту взяли шефство.

- В мае мы отдыхали всего два дня: 1-го и 9-го числа, - говорит Алевтина Сурнина. - Успели высадить 200 тысяч однолетников, большую часть которых, конечно, составляет наша королева клумб петуния, а также хорошо подкормить и полить розы. Поэтому сейчас, когда все возвращаются в город, цветы и радуют глаз.

Помимо этого отдельные специалисты занимаются покосом травы, ее уборкой, обрезкой кустарников. Как все успевают - загадка. Есть и совершенно уникальные кадры - как Анна Приходько. Вчерашняя студентка Шебекинского агротехнологического ремесленного техникума, она рассекает по городу на ярко-вишневом тракторе "Беларус", привлекая всеобщее внимание энергичной работой и задором.

- Это не я выбрала профессию, а она меня, - рассказывает Анна Приходько. - В техникум я поступила, можно сказать, по воле случая. Так сложилось. И никто не думал, что я смогу учиться по специальности, связанной с эксплуатацией сельхозтехники.

Однако Анна быстро развенчала миф о том, что на таком факультете девчонкам не место, и продолжает разрушать стереотипы уже на работе. В Шебекино она приехала сразу же, как только утихли оружейные залпы, и принялась за работу.

- Мне очень хотелось быстрее навести порядок, - говорит она. - Как зачем? Чтобы люди приехали домой и не были шокированы последствиями обстрелов. Чтобы увидели наш город таким, каким привыкли его видеть всегда, - ухоженным и цветущим.

И надо сказать, что к этой цели шебекинские мастера своего дела уже близки.