Дом с маскаронами, окно в ризалите: изучаем здания Федора Шехтеля

Облик современной Москвы невозможно представить без зданий, созданных по проектам Федора Осиповича Шехтеля, одного из известнейших российских зодчих рубежа XIX–XX веков. Начавший карьеру в должности театрального и книжного художника, сотрудничавший в том числе с Большим театром, в начале 1880-х годов Шехтель увлекся архитектурой и превратил ее едва ли не в главную страсть своей жизни. Известность мастеру принесли особняки, выполненные в стиле модерн с элементами готической архитектуры.

Дом с маскаронами, окно в ризалите: изучаем здания Федора Шехтеля
© Mos.ru

Городская усадьба Каратаевых — Морозовых

Леонтьевский переулок, дом 10, строения 1, 2

Год постройки: 1884 год

Городская усадьба в Леонтьевском переулке была построена для купчихи Гликерии Каратаевой в 1884 году. В начале 1890-х ее купил Викула Морозов, известный промышленник и купец первой гильдии, именем которого названа старейшая детская больница Москвы. Его сын Иван Викулович решил обновить усадьбу, пригласив для этого Федора Шехтеля.

Архитектор переоформил интерьеры особняка, сохранив первоначальную архитектурно-художественную концепцию Александра Каминского, создавшего дом. Например, белоколонный зал он украсил сдвоенными коринфскими колоннами с характерными вытянутыми капителями — подобное он уже делал в особняке жены и наследницы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны. Своды рокайльного зала, в котором царствовал орнамент в виде причудливых завитков, декорировал позолоченными рельефами, а также оформил двери и обновил паркет.

Сохранил Федор Осипович и внешний декор. Фасад здания украшало эффектное горельефное изображение сатира, которого держат за усы ангелочки, — этот элемент можно увидеть и сегодня.

А вот двор особняка претерпел значительные изменения. Служебный корпус с легкой руки Шехтеля обзавелся одноэтажной каменной пристройкой, в которой разместили конюшню — Морозов-младший был страстным поклонником конных скачек. По соседству появился каретный сарай.

До 2010-х годов усадьбу серьезно не исследовали и не приводили в порядок, поэтому начавшиеся в 2014-м работы выросли в полномасштабную научную реставрацию. Ее масштабы были колоссальными: специалистам нужно было воссоздать целостность архитектурного облика комплекса строений, вернуть первоначальный вид фасадам служебного корпуса и многое другое. В 2019 году проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Художественное надгробие Морозовых

Преображенское кладбище, улица Преображенский Вал, дом 17а, участок 10

Год постройки: 1898 год

Хозяина усадьбы в Леонтьевском переулке Викулы Морозова не стало в 1894-м. В том же году скончалась и его жена, Евдокия Никифоровна. Похоронили супружескую чету в собственном некрополе на Преображенском кладбище. Проект гранитного памятника их сын Алексей Морозов заказал Федору Шехтелю.

Часовенный столп с куполом-шлемом сделали из шлифованного песчаника и мрамора, украсив мозаикой из смальты (кусочков непрозрачного цветного стекла неправильной формы). Надгробие украшает огромный крест со сложным орнаментом из завитков в традициях русско-византийского стиля и посвятительной надписью «Помяни их Господи егда приидеши во царствии сим». Купол также увенчан крестом.

Восстановительные работы начались в 2016 году. Часовня не сохранилась целиком: был утрачен венчающий крест, от купола остался каркас, мозаика из смальты местами осыпалась. Специалисты восстановили недостающие элементы, мозаику очистили, а потом воссоздали первоначальный рисунок.

Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсона

Трехпрудный переулок, дом 9, строения 1, 4

Год постройки: 1900 год

Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсона в Трехпрудном переулке — одно из самых красивых зданий Москвы — стала первой типографией, построенной в стиле модерн. Само учреждение появилось гораздо раньше, в 1881 году. Спустя почти 20 лет, войдя в число крупнейших полиграфических производств, оно стало нуждаться в дополнительном здании.

Комплекс по проекту Федора Шехтеля представляет собой ансамбль из нескольких построек: уходящий вглубь участка производственный типографский корпус примыкает к административному, а по красной линии переулка расположена сторожка, соединенная с производственным корпусом оградой в каменных столбах. На крыше установили надпись «Скоропечатня А.А. Левенсонъ», а вторую надпись — «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсонъ» — расположили между вторым и третьим этажами над аркой входа. Центр главного фасада выделен эркером на массивных кронштейнах и круглым окном верхнего этажа. Кроме того, архитектор дополнил облик здания цветами чертополоха, плодами и листьями, характерными для модерна.

Во время реставрации, которая началась в 2013 году, специалисты восстановили лепной декор, барельефы и надписи, расчистили фасады, вернули им первоначальное цветовое решение, смонтировали стеклянный витражный купол, предусмотренный оригинальным проектом Шехтеля. В 2016-м здание стало лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Творения Федора Шехтеля: на портале «Узнай Москву» опубликовали новый маршрутМодерн Федора Шехтеля: как в столице восстанавливают здания великого архитектораШедевр Шехтеля на Садовой-Кудринской: история доходного владения Н.С. КанаЛилии, атланты и львы: где искать московский модерн

Особняк А.И. Дерожинской

Кропоткинский переулок, дом 13

Год постройки: 1901 год

Арочное окно-витраж почти во всю высоту здания — визитная карточка особняка, который Федор Шехтель построил для Александры Дерожинской, дочери текстильного магната Ивана Бутикова. Оно занимает весь центр ризалита — части здания, выступающей за основную линию фасада. Из этого окна в свое время открывался прекрасный вид на церковь Живоначальной Троицы в Зубове, которая стояла на углу Пречистенки и Штатного переулка. Сейчас на ее месте жилая многоэтажка.

Фасады дома архитектор украсил лепниной в виде цветочных композиций и гирлянд, а парадный вход декорировал рельефным изображением женской маски с распущенными волосами — это один из фирменных знаков раннего модерна.

Поработал Шехтель и над интерьерами. По рисункам Федора Осиповича сделали настенные панели, витражи, люстры и даже дверные ручки. В холле повесили модные и очень дорогие по тем временам светильники. Кстати, в особняке у Дерожинской было не только электричество: работала система парового отопления, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, телефонная связь — все для удобства и комфорта хозяйки.

Во время реставрации в 2009–2012 годах специалисты не только воссоздали утраченные элементы интерьеров, но и воплотили замысел Шехтеля: парадный зал украсили панно Виктора Борисова-Мусатова, созданные на основе сохранившихся эскизов. В 2013-м проект получил приз «Московской реставрации».

Доходное владение Н.С. Кана

Садовая-Кудринская улица, дом 2/62/35, строения 1 и 2

Год постройки: 1860–1870-е, 1901

Первым владельцем дома на пересечении Садовой-Кудринской и Малой Никитской улиц был титулярный советник по фамилии Полуэктов. В 1901-м здание купил Николай Кан, купец первой гильдии. На первом этаже разместились конторские помещения, на втором и третьем — квартира хозяина. Рядом он захотел построить еще одно здание, чтобы сдавать его внаем, и пригласил для этой работы Федора Шехтеля. Архитектор переделал также и фасад первого дома, чтобы оба здания смотрелись гармонично. Однако жилые этажи хозяина отличаются чуть более богатой отделкой — вставки между окнами архитектор украсил горельефами в виде цветов.

Главная особенность доходного дома — рельефный фриз (декоративная композиция под венчающим карнизом). Он представляет собой характерные для модерна горельефы женских масок (маскароны): длинные волосы переходят в орнамент, соединяющий их в единый декоративный пояс. Главный вход оформили коротким выступом, пилястрами, козырьком над подъездом, под оконными проемами сделали объемные панно. В доходном доме нет рельефных вставок между окнами второго и третьего этажей, поэтому он немного ниже хозяйского. Когда здание достроили, здесь открыли мебельный магазин, банковскую контору, женские архитектурные курсы и городское училище.

К началу реставрации в 2019 году фасады обоих зданий были в плохом состоянии. Специалисты тщательно расчистили и воссоздали сложный лепной декор, согласно чертежам Шехтеля установили дверной блок, сделали крыльцо. Пространство между окнами облицевали керамической плиткой, которая имитирует кирпичную кладку. В 2021 году доходное владение Кана, как и многие другие творения Шехтеля, вошло в число лауреатов премии «Московская реставрация».

При подготовке материала использованы книги «Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве» (2009) и «Москва, которая есть» (2017, 2020) Комитета по культурному наследию города Москвы.

Наследие Шехтеля и Клейна: Discover Moscow расскажет о шедеврах архитектуры в стиле модернШедевр Шехтеля и Врубеля: история особняка Морозовой на СпиридоновкеОсобняк Федора Шехтеля и дом с рыцарем: самые красивые здания с подсветкой на Садовом кольце