Войти в почту

"Старикам" в доме не место

Замена старых лифтов – неотъемлемая часть любого капремонта жилья. А в ряде случаев еще и неотложная. Старая лифтовая кабина в многоквартирном доме может загореться от короткого замыкания, застрять между этажами, а то и сорваться с тросов вместе с пассажирами.

"Старикам" в доме не место
© Уралинформбюро

Прецедентов – хоть отбавляй. В 2023 году в регионах России произошло 62 аварий на лифтах и эскалаторах. По версии Ростехнадзора, порядка 20% лифтов в стране (около 100 тысяч) выработали свой ресурс и требуют срочной замены. "Выработанным" считается лифт старше 25 лет.

Любишь кататься – плати

Как сообщил в телеинтервью глава свердловского Фонда капремонта Станислав Суханов, с 2015 года в регионе заменено почти 3 000 старых лифтов. В домах, где жильцы платят взносы регоператору, в 2023 году запланирована замена 93 лифтов (в том числе 57 в Екатеринбурге), в 2024–2025 годах – еще 150 единиц. 300 лифтов в домах со спецсчетами в текущем году обновят за счет региональной программы субсидирования, на эти цели из областной казны выделено 400 миллионов рублей.

По словам Суханова, к февралю 2025 года весь парк "старичков" будет полностью заменен на современные подъемники. Но цифры не совсем сходятся. Региональный департамент информационной политики сообщал, что отработавших 25-летний срок подъемников только в домах со спецсчетами порядка 3,5 тысячи.

Новый лифт сегодня стоит 3-4 миллиона рублей. Помощь некоторым поступит через субсидии федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. На эти деньги пройдет замена 44 лифтов в Екатеринбурге. Кроме того, есть отсрочка платежа: ТСЖ или УК первоначально оплачивает только 50% стоимости, а оставшуюся половину – ежемесячными платежами в течение пяти лет.

А если ремонтировать не весь лифт, а только изношенные узлы? Насколько такой вариант целесообразен, технически возможен, а главное, безопасен для пользователей?

"Вариант нецелесообразен, – уверен директор компании "Академлифт" Руслан Хафизов. – Как правило, такие работы не намного дешевле по стоимости. Лучше полностью менять, ведь за 25 лет лифты плохо сохраняются и морально устаревают".

"Это называется модернизация, замена больших узловых частей, такие работы не попадают под федеральную программу и в рамках капремонта не проводится, - пояснила в беседе с "Уралинформбюро" директор одной из компаний Екатеринбурга, специализирующихся на техническом освидетельствовании действующих лифтов. - Лифты модернизируют крайне редко, потому что экономически это не совсем выгодно: крупные запчасти, как правило, очень дорогие, сопоставимы со стоимостью всего лифта".

Замена комплектующих в работающих лифтах ведется постоянно

По словам собеседницы агентства, гарантией безопасности модернизированных лифтов является акт технического освидетельствования, в ходе которого все установленные запчасти исследуются в полном объеме. Его составляет специализированная организация, которая потом этот лифт будет обслуживать.

"Замена комплектующих в функционирующих лифтах ведется постоянно, - отмечает Антон Глушков. - Если подрядная организация, занимающаяся техническим обслуживанием и ремонтом лифтов, ответственно подходит к своей работе и закупает качественные запчасти, проблем с безопасностью и работой механизма в целом возникать не будет".

С ветерком на "Метеоре"

Чем заменяют устаревшие лифтовые кабины? Продукцию западных и японских производителей после февраля 2022 года с российского рынка "смыло".

По данным пресс-службы регионального Фонда капремонта, примерно 20% "лифтов-заменителей" в многоквартирном жилом фонде Свердловской области составляют белорусские машины "Могилёвлифтмаша". Их отличает высокая энергоэффективность, просты в эксплуатации и обслуживании.

Присматривается Фонд капремонта и к бренду "Метеор" - русифицированной версии американского OTIS, чьи российские активы купил в прошлом году холдинг S8 Capital. Среди условий сделки - продолжение поставок оригинальных компонентов, необходимых для производства, прежде всего частотных регуляторов, позволяющих кабине двигаться мягко, без рывков и энергопотерь.

Лифты "Отис" в домах россиян сегодня полностью "русифицированы". Теперь они выпускаются под отечественным брендом "Метеор"

"На текущий момент мощности отечественных заводов позволяют полностью обеспечить потребность российского рынка в лифтах для высотных домов до 40 этажей со скоростью движения до 2,5 метра в секунду, - сообщил "Уралинформбюро" президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. - По информации Ассоциации "Российское лифтовое объединение", их производят "МЕТЕОР Лифт", "МЭЛ", "Серпуховский лифтостроительный завод", "Карачаровский механический завод", "Щербинский лифтостроительный завод", ЧЛЗ "Витчел". Планируется запуск производства таких лифтов на предприятиях "Мослифт", "Санкт-Петербургский лифтовый завод" и "Техэнергострой".

Может ли Фонд капремонта императивно поддержать отечественного производителя, обязав управляющие компании выбирать для замены лифтового хозяйства машины российских марок?

"Мы не диктуем подрядчику, лифтовое оборудование какого производителя должно быть установлено в многоквартирном доме, так как это ограничение конкуренции, - сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе ведомства. - Мы даем только перечень нормативных требований, которым должен соответствовать лифт, со ссылкой на техническое задание и нормативную базу. Где закупать лифтовое оборудование, подрядная организация решает самостоятельно. Но перед закупкой подрядчик согласовывает модель и марку лифта с управляющей компанией или ТСЖ".

Многие запчасти для российских лифтов по-прежнему поступают из-за рубежа

Чаша симпатий заказчиков пока склоняется в пользу китайских производителей. Их лифты дешевле, практически бесшумны и произведены из комплектующих собственного производства, за исключением "частотников", сообщил топ-менеджер одной из лифтомонтажных компаний Екатеринбурга. Стопроцентно российский частотный регулятор пока на стадии разработки, и при самом удачном раскладе выйдет на рынок не раньше 2024 года.

Импортные в российских лифтах лебёдки, дверные механизмы, ловители кабин и контроллеры управления. Закупать их пока что приходится в Китае. Но, по словам Антона Глушкова, на территории особой экономической зоны "Технополис Москва" уже запущено производство лифтовых лебедок с ежегодной производственной мощностью до 1 тысяч единиц.

Евгений СУСОРОВ