Войти в почту

В Домике Петра I в Вологде будет воссоздан дореволюционный интерьер

От деревянных панелей и зеленого сукна, которые составляли отделку музея в последние десятилетия, по проекту реставрации решили отказаться. Об этом рассказала архитектор Елена Никитина на экскурсии по объекту культурного наследия федерального значения.

В Домике Петра I в Вологде будет воссоздан дореволюционный интерьер
© Вологда.рф

Она проводилась в рамках череды мероприятий, посвященных Дню реставратора. Встречи организовал Комитет по охране объектов культурного наследия совместно с АУК ВО «Вологдарестврация».

Заключительным мероприятием стала экскурсия в Домик Петра I, который в настоящий момент закрыт на реставрацию. Встречу провела член Союза архитекторов России, доцент кафедры архитектуры Вологодского государственного университета Елена Никитина.

«Проект реставрации этого памятника не мой, выполняли его две организации — "Теплогид" и "Промрест". Но мне было предложено вести архитектурный надзор, чем я с удовольствием и занялась, потому что оказалось, что очень интересный объект. Он маленький, но, как говорится, мал золотник, да дорог. Я начинаю изучать этот дом, его историю, проблемы. И проект реставрации мне показался очень интересным. Я для себя открыла много интересных фактов. Есть чем поделиться с другими», — отметила Елена Михайловна.

Сначала экскурсантам рассказали о преобразованиях на фасадах здания.

«Дефекты на стенах заполняются методом инъектирования. А здесь вы видите ложное окно. Оно действительно существовало ранее, был оконный проем. Сейчас он заложен кирпичом, изнутри мы его не увидим, а снаружи ложные рамы, выполненные по аналогии со всеми остальными, чтобы не нарушать красоту на фасаде, сохранить цельность фасада», — рассказывает член Союза архитекторов России, преподаватель Вологодского государственного университета Елена Никитина.

Еще один интересный факт — фамильный герб Гоутманов над входной дверью не подлинный. Подлинный чугунный герб хранится в фондах Вологодского музея-заповедника, филиалом которого является Дом-музей Петра I. Это ценный артефакт.

«В настоящий момент над дверью — гипсовая отливка, делалась она в прошлом веке, когда этой реставрацией занималась наша организация, в то время она называлась "Вологодские специальные научно-реставрационные и производственные мастерские". Тогда лепщики выполнили точную копию этого герба. Сейчас она здесь размещена, возможно, будет покрашена под чугун. Также по архивным фотографиям будет восстановлено крыльцо с двумя барьерами — слева и справа», — говорит Елена Михайловна.

Затем экскурсанты вошли внутрь здания. Там Елена Никитина подробно рассказала об истории дома, сопровождая повествование заранее подготовленной презентацией.

«Этот дом напрямую связан с именем Петра. Но оказалось, что очень интересна история владельцев этого дома. Строили его голландские купцы Гоутманы. В этом месте располагалась немецкая слобода. Это очень интересный факт, что не в центре города, а ближе к ее пограничным рубежам селились иностранные купцы. Немецкая слобода и Фрязиновская слобода — те районы, где селились иноземные торговцы. Фрязин — это выходец из южной Европы. А немцы — это необязательно жители Германии, а те, кто не разговаривал на русском. Были немые — отсюда слово "немцы"», — поясняет архитектор.

Гоутманы были на особом положении в России, поскольку не раз выручали молодого Петра.

«Купцы помогали России. Они выписывали из Голландии корабелов-плотников, мастеров корабельного дела, торговали по сходным ценам, иногда даже себе в убыток, постоянно одаривали Петра. Когда случился недород и голод в России, они привозили большое количество хлеба в Россию. За заслуги Пётр отблагодарил их жалованной грамотой. Гутманы пользовались необыкновенными привилегиями», — повествует Елена Михайловна.

Предположительно, именно в этом доме Гоутманов по-приятельски останавливался Пётр I во время своего приезда в Вологду. Однако впоследствии этот исторический объект был всеми забыт, здесь находился склад льна и кудели. В 70-е годы XIX века в честь двухсотлетия со дня рождения первого русского императора он был приобретён дворянством, городом и земством и отреставрирован. Летом 1885 года в здании в присутствии великого князя Владимира Александровича освящён и открыт для посещения музей.

«Интерьер конца XIX века — светлые стены, светлые воздушные связи, пол тоже светлый. Хотелось бы при реставрации сохранить такую же атмосферу. На зависть было в то время благоустройство, хотелось бы и его воспроизвести. Перед открытием музея была проведена подробная фотофиксация. На снимках хорошо видна кровля в "шашку". Так называется покрытие ромбом. Фотографии не цветные, но есть программа, которая может определить первоначальный цвет шашки. Оказывается, он был не зеленый с белым, а зеленый с красным. Мы на реставрационном совете решили, что так оно и будет», — улыбается архитектор.

По словам Елены Никитиной, по проекту предполагалась замена всей кровли, но специалисты посмотрели и решили, что железо хорошее и будет отреставрировано, а потом покрашено.

«Музейщики сильно возражают против интерьерного решения прошлого века. Были здесь дубовые панели и зеленое сукно. Но музейщикам не нравится, что всё это загромождает и отвлекает. Зеленый — тяжелый цвет и отвлекает от артефактов. Решили, что оставим светлые стены и будем подражать той самой картине, которая сохранилась в исторических сведениях. Свод из четырех плоскостей и ребра с нервюрами так плавно перетекают в стенку. А если мы сейчас всё это закроем сукном, мы не увидим архитектуры», — считает Елена Михайловна.

Кстати, изразцов на печах изначально не было, они появились уже как украшение в XIX веке.

«Изразцы XVII века, они взяты из запасников. Они появились здесь до советского периода. Вслед за изразцами на печи над карнизом появилась корона. Такая интересная эволюция, как люди на протяжении XIX века украшали интерьер. А вот где же печь топилась? Я попросила сделать зондаж, и нашли топку. Мы, конечно, не будем печку топить, она здесь для красоты. Но печную дверцу подходящую мы будем искать», — заключила Елена Никитина.

Экскурсанты смогли посмотреть на одной из стен экспозиционный зондаж, по которому можно послойно определить, как менялась в интерьере декоративная отделка стен. Изначально здесь была просто побелка. На стенах за всё время было более пяти разных слоев покрытия разных времен и составов. На другой стене реставраторы обнаружили гладкое покрытие, напоминающее флорентийскую штукатурку. Как отметила Елена Никитина, музей еще не открыт, а один экспонат уже есть. Этот фрагмент штукатурки будет сохранен.