Каждый пятый лифт в России может оказаться убийцей

Они требуют немедленной замены, но денег на это нет ни у жителей, ни у государства. Между тем аварий становится все больше, и люди продолжают гибнуть.

Каждый пятый лифт в России может оказаться убийцей
© Мир новостей

На днях в городе Воскресенске лифт с двумя пассажирами упал в шахту. Инцидент произошел в 14-этажном доме 2007 года постройки. Кабина летела вниз с пятого этажа — это спасло жизни людей. В результате аварии они получили травмы различной степени тяжести и были доставлены в больницу. Но если бы лифт рухнул с верхних этажей, шансов у пострадавших не было бы.

В июне рабочие в московском районе Южное Тушино пострадали из-за падения лифта в жилом доме. Причина - устаревшее оборудование, которое не выдерживает нагрузки. В начале мая в Москве в многоэтажке рухнул лифт, в котором ехал подросток. Он остался жив, но попал в больницу. А вот в Самаре в обвалившейся кабине нашли молодого мужчину - медики помочь ему не успели.

По данным Национального лифтового союза, за последние пять лет в авариях, связанных с подъемным оборудованием, погибли 129 человек. Самое слабое место лифтов - лебедки, тяговый элемент, приводящий в движение кабину. В 2018 году эксперты зафиксировали 30 смертельных случаев, в 2019-м - 34, в 2020 году не выжили 23 человека. Затем смертность пошла на спад - в 2021 и 2022 годах насчитывается 22 и 20 смертей.

ПЛАТИТЬ ЗА РЕМОНТ НЕКОМУ

По данным Ростехнадзора, почти 20% лифтов в России работают дольше установленного срока службы и их нужно менять. Но делать это никто не собирается. «До 15 февраля 2025 года необходимо заменить 93,6 тысячи лифтов. Но если посмотреть сейчас на планы регионов по капитальному ремонту, мы увидим, что по 79 субъектам запланированы в краткосрочных программах только 45,8 тысячи лифтов. Это чуть меньше половины от необходимого объема», - заявила зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Проблема заключается еще и в том, что значительное количество изношенных лифтов находится в домах, которые собирают средства на капремонт на специальных счетах. «Здесь ситуация достаточно безнадежная. Потому что денег, как правило, на спецсчетах недостаточно, занять негде, кредит взять невозможно, а стоимость лифтов в последние два года существенно выросла. Перспектива замены лифтов к 2025 году достаточно проблематична», - говорит депутат.

При этом специалисты замечают, что лифт - часть общедомового имущества, содержать которое должны собственники. Если он требует ремонта, а в тарифе на содержание дома отсутствуют средства, то по закону владельцы квартир должны скинуться самостоятельно. В подавляющем большинстве случаев такие решения собственники не принимают. Тогда требуется помощь государства. Но денег в бюджете на эти цели нет.

«Обязательно нужна гос­поддержка. При формировании бюджета на 2023-2025 годы мы заявляли порядка 58 миллиардов на софинансирование поддержания порядка в лифтовом хозяйстве. Но наши предложения поддержаны не были», - сетует первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

К контролю за оборудованием подключили Рос­технадзор, и количество несчастных случаев стало снижаться. Но в 2021 году ведомству урезали полномочия. Представители надзорной службы стали выезжать на место происшествия, только если случалось что-то серьезное. Ее специалисты не проверяли замену лифтов и не принимали их в новостройках. За уже запущенный лифт отвечали УК или ТСЖ. Это была катастрофа: специалистов, имеющих достаточную квалификацию, в УК чаще всего нет, и лифтовым хозяйством занимались обычные слесари. Правда, в марте 2023 года полномочия Ростехнодзору все-таки вернули. Но даже если ведомство вынесет замечания и запретит эксплуатацию лифтов, менять и ремонтировать их по-прежнему не на что.

НЕБОСКРЕБЫ В ОПАСНОСТИ

Санкции тоже повлияли на лифтовую отрасль - запчастей становится все меньше. «Мы предполагали, что проблемы с запасными частями будут. Пока у обслуживающих организаций есть некий запас комплектующих, а каналы поставок переориентировались на Китай. Но надо понимать, что китайские запчасти - не всегда качественные», - считает Алексей Захаров.

В самом тяжелом положении оказались небоскребы. Скоростные лифты для них производили только иностранные компании, выпуск аналогов в России пока не налажен. Специалисты говорят, что рассчитывать здесь можно только на параллельный импорт, иначе обитателям «поднебесья» придется подниматься в свои квартиры и офисы пешком.

Наталья Владимирова.

Фото: ADOBE STOCK