Как интерьеры в Екатерининском дворце Петербурга воссоздают реставраторы?
В Екатерининском дворце Петербурга мастера воссоздают интерьеры покоев императрицы. В годы Великой Отечественной войны убранство Зубовского флигеля было практически полностью утрачено. Как по крупицам историки и реставраторы возвращают былую красоту, увидела корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
Екатерина Теплякова вместе с командой реставраторов трудится в покоях своей тезки Екатерины II. Пришла сюда сразу после училища. В купольном зале сейчас не найти лепнины, которой не коснулась бы рука мастерицы.
«Интересно, конечно, в такой обстановке работать, когда все красивое. Представляю иногда, как здесь ходили всякие барышни в бальных платьях, королева. Очень интересно», – поделилась Екатерина Теплякова.Три года назад здесь были только кирпичные стены. Сейчас они оделись в штукатурку. Но процесс идет долго, тяжело. Например, в России не нашлось мастеров, способных изготовить панно с использованием полихромного резного лака.
«Мы обратились к китайским коллегам. Это древнекитайское ремесло живописи золотом и резьбой с полихромными композициями на лаке сосны, которая только в Китае растет. Это ремесло в Китае еще до сих пор живо», – рассказала заместитель директора музея-заповедника «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева.
Пожар в 1944 году уничтожил то, что не успели вывезти сначала хранители, а потом немецкие войска. Фрагменты отделки, которые после войны нашли на пепелище, теперь помогают возвращать былую красоту.
«Это все что осталось от облицовки опочивальни Екатерины II. Именно по этому осколку в течение двух лет мастера воссоздавали рецепт стекла. Но даже после десятка попыток полностью повторить оригинал они так и не смогли», – отметила корреспондент.
В Екатерининские времена стекольные мастера добавляли свинец, ртуть. Сейчас такие ингредиенты запрещены из-за токсичности. А чтобы изготовить плитку для зеркального кабинета, реставраторы полтора года подбирали рецепт фаянса.
«К сожалению, первая партия этих образцов потрещала, и в течение длительного времени технологи переподбирали состав. Специально здесь, в Петербурге, была построена печь для обжига этих фарфоровых элементов, чтобы получить и такой цвет, и толщину», – пояснила главный архитектор музея-заповедника «Царское Село» Мария Рядова.
У реставраторов есть правило работать по технологиям старых мастеров. Поэтому процесс воссоздания Зубовского флигеля, где так любила отдыхать Екатерина II, будет долгим, но специалисты не торопятся, все делают на совесть. Как и их коллеги 200 лет назад.