Специалисты из Петербурга сделали открытие при консервации настенной живописи «дома Пановых» в Вологде
Было обнаружено, что некоторые росписи на втором этаже впервые ремонтировались до 1930-х годов прошлого века, то есть до их заклейки и закраски. Не исключено, что первую «реставрацию» проводили еще при прежних хозяевах — Пановых.
Расположенный по адресу: ул. Герцена, 38, двухэтажный деревянный дом с резными наличниками, известный как дом Пановых (с конца XIX века домом владели купец Григорий Семёнович Панов и его наследники), был построен в 1825 году. В 1880 году его видоизменили и добавили сохранившееся до наших дней декоративное оформление. В настоящее время это объект культурного наследия федерального значения.
«Здание уникально своими внутренними интерьерами: настенной живописью первой половины XIX века, выполненной масляными красками по штукатурке. Предполагается, что росписи в доме Пановых в Вологде могли принадлежать кисти европейского художника. Такая гипотеза появилась после нахождения исследователями живописи латинской монограммы», — рассказала председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Елена Кукушкина.
В 2021 году здание выкупил для реставрации меценат Герман Якимов. Была выполнена проектная документация и приступили к ремонтно-реставрационным работам, в ходе которых провели фасадные работы и частично благоустройство прилегающей территории.
Весной этого года для посетителей открылся первый этаж дома, где теперь круглосуточно работает цветочный магазин. В залах можно увидеть живопись, обнаруженную при ремонтных работах в процессе демонтажа поздних конструкций: стены первого этажа расписаны под разные сорта мрамора.
Разрешение на проведение консервации живописи в комнатах на втором этаже получили специально приглашенные реставраторы из Петербурга.
В некоторых комнатах композиции были заклеены обоями или же закрашены малярной краской. В части помещений живопись уже реставрировалась в начале 2000-х годов. Однако деревянные конструкции со временем оседают, из-за чего образуются трещины с отставанием красочного слоя.
«Наша задача — подвести под красочный слой укрепляющий состав. Затем устанавливается профилактическая заклейка из папиросной бумаги. Через нее красочный слой прогревается, немного размягчается, потом подсушивается и укладывается на место», — пояснил порталу «Культура Вологодской области» художник-реставратор I категории, заведующий кафедрой живописи и реставрации Академии Штиглица Михаил Рогозный.
Также специалистам необходимо очистить живопись от различных загрязнений, в первую очередь от копоти. По словам специалистов, сложность удаления стойких загрязнений состоит в том, что на некоторых стенах есть карандашные рисунки: советский герб, профиль человека, надписи.
«Они тоже часть истории, и их хочется сохранить, как и участок, заклеенный газетами начала ХХ века. Есть идея его законсервировать на стене», — говорит Михаил Рогозный.
При расчистке обнаружились подкраски в местах трещин. Не исключено, что первую «реставрацию» живописи проводили еще при прежних хозяевах — Пановых.
Открытие дает основания полагать, что живопись до заклейки обоями просуществовала достаточно длительный период. Точная дата создания росписей, как и авторство, пока не установлены.
Добавим, что в интерьере второго этажа также будут восполняться архитектурные утраты, в частности, планируется воссоздание фрагментов потолочных тяг.