Двухэтажный туалет пытаются отжать в историческом центре Владивостока

В начале сентября должно состояться выездное заседание Ленинского районного суда по вопросу признания прав наследства на общественный туалет по улице Ключевая, 5. Правда наследники утверждают, что помещение это жилое, и они когда-то даже пили там чай. Корреспонденты ИА DEITA.RU посетили необычное отхожее место по профессиональной нужде, узнали историю пристройки к памятнику архитектуры и пообщались с уборщицей, много лет ее убиравшей.

Двухэтажный туалет пытаются отжать в историческом центре Владивостока
© Deita.ru

Историческое достояние Владивостока, вокруг которого возникло столько шума, расположено на заднем дворе объекта культурного наследия по ул. Ключевая, 5, известного, как «Жилой дом Приморской епархии». Весь комплекс был построен в начале XX века, туда входило сразу три дома. Так вот на заднем дворе жилого комплекса расположена квадратная двухэтажная башня, имеющая общую стену с историческим зданием. Именно на нее положили глаз «наследники», предъявив суду рукописный договор и потрясающую историю о чаепитиях.

«Вдруг выяснилось, что это уникальная усадьба, обклеенная красивейшими обоями, где владельцы когда-то пили кофе или может зеленый чай. Но мы можем заглянуть в него и увидеть, как там выглядит гостиная, приемные залы», - отмечает со смехом профессиональный гид Татьяна Фоменко, устроившая нам экскурсию по ставшему уже самостоятельным объектом современной истории двухэтажному туалету.

Вместе с ней выдвигаемся к пристройке, на двери весит замок – ключи есть только у местных жителей, которые закрыли столь уникальный объект, чтобы там не жила местная «богема». Пара поворотов ключа, и дверь открывается в темноту – внутри отхожие места, как положено - М и Ж, и два рулона туалетной бумаги вместо обоев да разбитые кирпичи.

«Это здание являлось уличным туалетом, поскольку до революции канализации не было, и люди пользовались простейшими постройками. В принципе любая усадьба города была снабжена пристройками: в них находились туалеты, сараи, конюшни, места для хранения угля, дров и различных запасов», рассказала Татьяна.

На всякий случай проверяем и 1 этаж шикарного нужника - внутри сплошная грязь и книги в популярных переплетах 00-х годов.

На улице нас встречает Валентина Баланчук, много лет убиравшая этот самый туалет. Сейчас она в весьма почтенном возрасте - ей 83 года. О работе Валентины Баланчук даже писали в газетах, у нее сохранился даже экземпляр газеты «Приморские вести» от июля 2000 года.

Туалетом пользовались жители дома №25д по улице Пушкинской, а также соседних домов. До тех пор, пока в дома не провели канализацию, рассказала она. Средства на уборку туалета выделялись из городского бюджета.

«Глубина ямы была 30 метров, один слесарь залазил в колодец, убирал заглушку и все куда-то отходило. Перестал туалет работать, когда все местные жители провели себе воду. Здание заколотили, чтобы туда наркоманы и бомжи не приходили», рассказала уборщица.

Новость о «наследнице» вызывает у нее приступ смеха: «Никто не мог там жить, много лет убирала этот туалет, чуть ли не до 2008 года».

Настораживает местных жителей, что наследники объявились практически одновременно с началом стройки рядом с объектом культурного наследия. Прямо под окнами Ключевой, 5 и Пушкинского театра возводят административно-гостиничное здание. В последнее время интерес застройщиков к историческому центру высок в связи с анонсированной реновацией. Вполне вероятно, что предприимчивые граждане решили обзавестись имуществом в центре города на случай выплаты компенсаций жителям, если район будут перестраивать.

На сегодняшний день неясно, что подразумевается под словом реновация – однако и жители, и эксперты уверены, что исторический центр нужно сохранить в существующем виде, максимум – реставрация объектов культурного наследия, коих здесь много, и благоустройство пешеходных зон и прочей инфраструктуры.

Напомним, что судебное заседание по вопросу наследства на здание туалета началось в этом году. В качестве третьих лиц в суд были вызваны жители дома Ключевая, 5. Истица заявила суду, что недавно нашла на даче договор купли-продажи этого здания – якобы ее отец там проживал и выкупил в итоге хоромы. А она приезжала к нему в гости и пила там чай.