Реставраторы Московских ворот в Петербурге нашли послание от предшественников
В Петербурге продолжается реставрация Московских триумфальных ворот. Без малого 200 лет назад это было одним из крупнейших металлических сооружений в мире. Фигуры, веками украшающие шедевр архитектуры, увидел в мастерской специальный корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
Зубной щеткой 100-килограммовую фигуру избавляют от слоя грязи, автомобильной копоти и краски. Всего крылатых гениев 30. На отчистку одного уходит около месяца.
«Здесь тоже дорасчистка. Мелкие все неровности, коверночки какие-то закрыты краской, их необходимо деревянной палочкой выковырять все аккуратно. Что бы чистый метал оказался. Так сказать, раздеть гения», –объяснил художник-реставратор Виктор Лебедев.
Рука вот этой девы со щитом не выдержала тяжелой ноши и обломилась. За годы вода, попавшая в трещину, замерзая и нагреваясь, лишила ее еще и пальца.
«К сожалению, под краской много что может скрываться. Какие-то трещины, деформации. Где-то присутствуют даже утраты, которые были окрашены в прошлый раз, и их не сразу можно было заметить. Не все загадки у нас разгаданы», – сказала заместитель генерального директора реставрационной мастерской Христина Шумилова.
За крылом одной из фигур реставраторы обнаружили послание от своих коллег из прошлого. В этой профессиональной среде принято оставлять подобные капсулы времени. В жестяной коробке – значки с именами Сергей и Олеся и стихи.
«Тут написано «май-июль 2002 года» и «тебе через 100 лет». Вероятно, они надеялись, что следующая реставрация будет через 100 лет, но мы немного испортили планы», –заметила реставратор.
Московские триумфальные ворота город чуть было не утратил. В 1937 году их демонтировали, чтобы перенести. Вернули на историческое место лишь в середине прошлого столетия. За это время многие элементы декора пропали.
Главная загадка крылатых гениев: какие из них оригинальные, а какие были воссозданы позже. Ответ на этот вопрос, возможно, даст изнанка фигур. Реставраторы обратили внимание на швы. Здесь, например, зубчатые, здесь шаг между ними намного меньше, а тут и вовсе плоские. Возможно, это работа разных мастеров в разное время.
Реставрация – дело не только мастеров, но и ученых. Их задача – восстановить историю крылатых гениев.