В "Нулевой комнате" показывают фотографии авторов из России, Армении  и Сербии

Темные двойники и город из камня Проектный подход к фотографии позволяет собрать и подготовить серию кадров, которые объединяют стилистический образ и тематика. Студенты несколько месяцев учились говорить на визуальном языке, а в течение последних двух готовили персональные проекты. Их дипломные работы, объединенные темой "Повседневная жизнь", теперь можно увидеть в самарском центре современного искусства. Первое, что, скорее всего, привлечет внимание на выставке - это проект "Спутник". Один из углов белоснежного выставочного пространства "Нулевой комнаты" выкрашен в поглощающий черный. Там расположилась серия из трех снимков московского фотографа Сени Бо (псевдоним Есении Борисовой). Кадры отражают двойственность, а может, даже двуличие человеческой натуры. Одна сторона - светлая, доступная для взгляда посторонних. Другая - окружена тьмой и спрятана в глубине души. На каждом снимке мы видим обе части личности, поэтому герои снимков визуально кажутся двухголовыми. А смысл проекта прост - не стоит страшиться своего темного двойника, лучше подружиться с ним и принять как неотделимую часть. Если отталкиваться от проработки цвета, то стоит перенестись в "Розовый город". Так называется проект Анны Ардель. Он посвящен материалу, из которого построено большое количество зданий в Ереване, - туфу. Эта пористая горная порода имеет немало видов. Фотограф сделала кадры с фрагментами зданий в центре столицы Армении, а затем собрала их в карту, где разделила по цветам. Получился своеобразный портрет города, мозаичный коллаж, который позволяет сформировать представление о центре Еревана даже тому, кто никогда в нем не был. Секреты под панцирем Две серии работ на выставке объединяет схожая мысль о назначении строительных конструкций. Зачем нужны заборы, ворота, стены и двери? Ответ очевиден - охранять жильцов. От идеи защиты оттолкнулась фотограф Евгения Фролова из Пензы. В проекте "Хитин" она сравнила жилые сооружения с главным компонентом экзоскелета членистоногих, который обеспечивает защитную и опорную функции. Чтобы визуализировать схожесть панциря насекомых и "оболочки" для комфортной жизни человека, Фролова сделала оригами в форме жуков из своих фотографий с текстурами строительных материалов. Анну Ардель интересует иной вопрос об оградительных объектах. В проекте "Замки-ворота" она предлагает гостям порассуждать, что скрывают разные ставни и двери, какую ценность прячут, чем отличаются друг от друга, что могут сказать о своих хозяевах. Ответы на эти вопросы никто и никогда не узнает. Но почему бы просто не пофантазировать вместе с фотографом? Сложности взаимоотношений Проектная фотография позволяет уловить и зафиксировать полутона. И речь идет не про цвет. Едва уловимые переходы в романтических отношениях от нежных прикосновений до отстраненности выразила Дарья Стотланд в проекте "Быть между". Каждый миниатюрный снимок подтверждает момент любви или эпизод одиночества, иногда обе ситуации сразу. Эта серия - личный визуальный дневник фотографа, с помощью которого она наблюдает свою повседневную жизнь со стороны, анализирует и разбирается в собственных чувствах. При помощи снимков можно сконструировать и визуализировать пересечение разных временных действительностей. Оксана Махинова показала семейные эмоции, настроения и отношения через проект "Тонкая материя". Это тоже личная история. Черно-белые кадры, по словам фотографа, - это "зарисовка не только об отношениях с дочерью, но и взгляд в прошлое, воспоминание о времени, когда я была ребенком". Здесь можно отследить различные чувства и состояния, которые присутствуют практически во всех детско-родительских отношениях: привязанность, непонимание, чрезмерная забота, нежность, страх расставания. Усиливает впечатление от фотографий их расположение. Если предварительно ознакомиться с азбукой Морзе, можно отгадать "слово силы". Взаимоотношения в семье - это запутанный клубок, в котором равнозначно сплелись как любовь и забота, так и сложности и проблемы. Тепло и холод. Через эти серии кадров фотографы из Белграда и Самары попытались найти и отразить возможную гармонию, баланс, который обязательно должен поддерживаться и оберегаться. Символ стабильности Наблюдая и фиксируя один и тот же объект долгое время, можно проследить происходящие изменения. Однако если ему почти две сотни лет, перемены очень условны. Например, деревья такого возраста хоть и продолжают жизненный цикл, но визуально остаются стабильными. Время в этом случае двойственно: оно вносит изменения во внешний вид объекта, но не властно над его глобальной сутью. Краткосрочные трансформации 194-летнего дуба, который растет возле "Дороги жизни" в Ленинградской области, снимала фотограф Мария Ковалевская. Она приезжала к гиганту каждый месяц. В итоге получился проект "Год дерева". На выставке он представлен с помощью специального устройства для показа движущихся изображений - зоотропа. Кадры складываются в единый цикличный сюжет, последовательно сменяющийся и при этом непрерывный, как и жизнь дерева. Жизнь в "коробке" В центре экспозиции расположилась инсталляция "Тихий дом" фотографа "Волжской коммуны" Лилии Файзулловой. Она снимала в поселке Толевый общежитие - полуразрушенное. Подлежащее расселению, но все еще обитаемое. Кадры из двух комнат и подъездного коридора собраны в трех картонных коробках. Они приклеены к внутренним стенкам, что метафорично передает качество и условия жизни людей в здании. К каждой комнате прилагается комментарий - история, рассказанная ее жильцами. Они противоположны. Одна героиня стремится скорее переехать в комфортную квартиру, другая хочет прожить здесь до последнего, храня вспоминания о детстве. Разница взглядов подчеркивается и визуально: фотографии для первой ситуации сделаны в холодных оттенках, а для второй подобраны теплые кадры, залитые солнцем. Даже "полы" внутри картонной комнаты подтверждают эти различия - уютный ковер против безжизненного линолеума. От летних воспоминаний до рассуждения о смысле жизни Арт-самиздат уже несколько лет остается популярным и интересным направлением для творчества. Этот формат - важный этап развития современной культуры. В течение курса студенты создали групповые и авторские зины, восемь из которых представлены на выставке. Эти малотиражные самоизданные журналы вошли в коллекцию библиотеки музея современного искусства Garage. Нет смысла углубляться в суть и долго описывать зины. Их надо видеть и чувствовать. Если коротко, "Первые искры" (Анастасия Гумарова, Ольга Косолапова, Елена Купцова, Дарья Стотланд, Сеня Бо, Анна Мельникова, Евгения Фролова, Наталья Шульгина) рассказывают об искренности и первых ярких впечатлениях авторов. Summertime (Анна Мельникова, Евгения Фролова, Анна Ардель, Ольга Елисеева, Андрей Карпов) - о летнем времени и его необычных сюрпризах. "Короткое замыкание" (Анна Ардель, Ольга Елисеева, Андрей Карпов, Анна Мельникова, Евгения Фролова) - о положительных и отрицательных действиях эйфории. "М31-1-515/5" (Екатерина Оленина, Наталья Шульгина, Марина Кейлина) - о космосе, который одновременно рядом и немыслимо далеко. Последний групповой зин Doppelgänger (Сеня Бо, Ольга Елисеева, Анна Мельникова, Наталья Шульгина, Евгения Фролова) посвящен двойникам, выступающим и проявляющим себя как темная сторона личности. Темы персональных зинов кардинально полярны. "Дитя фотограф(а)" Марии Ковалевской знакомит зрителей с сыном автора, который с двух лет делал разные снимки, повторяя за мамой. В этом издании много любви, семейного тепла, нежности, жизнерадостности. А вот зины "Фатальность жизни" Оксаны Махиновой и "После мрака" Дарьи Стотланд мрачные. Первый демонстрирует рассуждения автора о смысле жизни и ее конечности, одиночестве и пустоте, второй вдохновлен романом "Послемрак" (16+) Харуки Мураками и, стирая границы между реальностью и фантазиями, нагнетает страх и тревожные мысли. Выставка "Звон тишины" продлится до 24 августа.

В "Нулевой комнате" показывают фотографии авторов из России, Армении  и Сербии
© СОВА