Российские учёные — о видеоэкологии и её практическом применении

Урбанизация привела к тому, что люди оказались в неблагоприятной для себя среде обитания — это выражается в том числе визуально, поскольку городские ландшафты заполнены однотипными и монотонными элементами, а также геометрическими формами. Городская среда очень часто является визуально загрязнённой. Поиском решений этих проблем занимается отдельная дисциплина — видеоэкология. О том, чем занимаются видеоэкологи и насколько их изыскания востребованы у архитекторов и застройщиков, в интервью RT рассказали доцент департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции Института экологии РУДН Владимир Пинаев и заместитель директора Института экологии Ирина Головачёва. Специалисты также объяснили, какой должна быть благоприятная для человека визуальная среда и к чему приводит долгое нахождение в визуально агрессивных средах.

Доцент департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции Института экологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Владимир Пинаев

— Видеоэкология — это наука, изучающая влияние видимой окружающей среды на наше психоэмоциональное состояние. Расскажите, пожалуйста, что это за направление, как оно возникло и какие задачи призвано решать.

— Любое научное направление зарождается и начинает развиваться только тогда, когда есть какая-то проблема, нуждающаяся в решении. Толчком к появлению видеоэкологии стала урбанизация конца XX века, из-за которой условия жизни людей сильно изменились.

Города — это антропогенная среда, которая отличается от сельской местности не только структурой экономических отношений, но и визуально. Природные пейзажи отличаются разнообразием форм, цветов и фактур, а городские — наличием гомогенных и агрессивных полей, изобилием прямых углов, стекла и бетона. Всё это совершенно не свойственно природному ландшафту и создаёт неблагоприятную визуальную среду для человека. С урбанизацией среда обитания человека очень сильно изменилась, намного быстрее, чем может поменяться физиология. Поэтому городская среда зачастую угнетающе сказывается на психоэмоциональном состоянии человека.

Проблема визуального загрязнения среды обитания человека и привела к появлению новой дисциплины — видеоэкологии. Это направление занимается изучением влияния различных визуальных сред на человека, а также поиском решения для улучшения визуальной окружающей среды.

— Что такое гомогенная и агрессивная визуальные среды?

— Все визуальные среды условно делятся на три типа: комфортная, гомогенная и агрессивная.

Комфортной средой называют такую, в которой в изобилии представлены разные элементы, присутствуют перспектива и разнообразие форм, цветов и фактур. В этом случае мы можем говорить о понятии красоты, о гармоничной среде, в которой люди чувствуют себя спокойно.

Гомогенная — это видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно либо они вообще отсутствуют. Например, к такой можно отнести бетонную стену.

Агрессивная визуальная среда состоит из множества одинаковых, равномерно распределённых зрительных элементов, часто геометрически правильной формы. Созерцание подобных плоскостей может вызвать у людей негативные эмоции и даже физическое недомогание.

Важно также отметить, что влияние визуальных сред на человека происходит вне зависимости от того, замечает это человек или нет, специально смотрит на что-то или просто находится в данной среде.

— Чем грозит уход от естественной визуальной среды? И что происходит с человеком, находящимся в гомогенной или агрессивной визуальной среде?

— Чтобы понять ощущения или восприятие различных сред нашим мозгом, можно провести такую аналогию: представьте себе, что вы одни и находитесь в открытом море без каких-либо плавсредств. Если в этот момент вы ухватитесь за какое-то плавучее бревно или спасательный круг, то вы сразу почувствуете облегчение — это состояние можно сравнить с ощущением, которое переживает человек в комфортной визуально среде. Не зря говорят, что в красивом месте есть за что зацепиться взгляду — это не пустое выражение. Действительно, наличие зрительных элементов (узоров, барельефов, ярких пятен) позволяет нам при автоматии саккад (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении. — RT) «цепляться» за них, что создаёт ощущение комфорта.

Если рядом с вами в океане ничего нет, не за что уцепиться ни руками, ни взглядом, то у вас нарастает ощущение беспокойства и даже паники, отчаяния. Это происходит при нахождении в гомогенной среде.

Когда вокруг вас в открытом океане полно бесполезного мусора или шариков, за которые невозможно зацепиться, то это порождает те ощущения, которые появляются при нахождении в агрессивной среде.

— В некоторых странах архитекторы обращаются за консультацией к психологам в процессе проектирования зданий различного назначения. Есть ли подобная практика в России?

— Психологи вряд ли могут с физиологической точки зрения обосновать грамотность использования того или иного материала, архитектурного решения, перспективы для оптимизации визуальной среды.

Видеоэкология — это экологическое направление, и специалисты в данной сфере должны обладать нужными знаниями в вопросах физиологии человека и законах восприятия нашим мозгом окружающих условий, а также особенностей ассоциативного мышления, коллективного подсознательного.

— Насколько экологичен футуристический ландшафт, современные архитектурные стили?

— Любой стиль, основанный только на правильных геометрических узорах, может сформировать агрессивную визуальную среду. Для создания комфортных визуальных сред необходимо наличие разнообразных узоров, природных элементов, не вписанных в искусственную идею проекта, а продолжающих естественное развитие. В частности, к таким относятся природные материалы и естественные ландшафты.

Эколог, заместитель директора Института экологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Ирина Головачёва

— Имеет ли сегодня видеоэкология практическое применение?

— Имеющиеся знания видеоэкологии, к сожалению, пока не нашли широкого признания. До сих пор не разработаны ни стандарты, ни нормативы, регламентирующие характеристики визуальных сред. Нет даже нормативных документов по формированию визуальной среды или по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города.

Конечно, для благополучия жителей мегаполиса учитывать визуальную среду было бы очень правильно. Видеоэколог смотрит на здание с учётом окружающего ландшафта, оценивает, как строение впишется в него и будет восприниматься на близком и дальнем расстояниях. Но польза была бы даже от локального применения принципов видеоэкологии, при создании комфортных зон отдыха, рабочих мест, офисов, школьных классов.

Отмечу, кстати, что Москва — один из самых зелёных городов мира и отличается качественным зелёным «каркасом», что в целом формирует комфортную визуальную среду, если не брать в расчёт «серые» новостройки, пока что не обрамлённые зеленью и удалённые от парков.

— Почему многие люди говорят об угнетающем эффекте так называемых человейников — новых окраинных микрорайонов, где все здания имеют очень обезличенную архитектуру? Действительно ли однообразие ландшафта плохо на нас влияет?

— Стремительное изменение визуальной среды вступает в противоречие с возможностями зрения. Сам человек со всем комплексом потребностей остался прежним, и прежними остались фундаментальные механизмы зрения, тогда как зрительная среда в местах его обитания меняется к худшему.

В частности, так называемые человейники относятся к гомогенной визуальной среде при близком рассмотрении и агрессивной при взгляде на них издалека. Кроме них, большую роль играет массовое внедрение в нашу жизнь автотранспорта. Водитель и пассажиры автомобиля получают дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрят на перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья, столбы, дома, несущиеся навстречу автомашины и сигнальные огни.

При быстром движении мелькающие за окном транспорта объекты становятся агрессивной средой, а при движении с ещё большей скоростью — превращаются в однообразную, единую плоскость, то есть воспринимаются как гомогенная среда.

— Массовая застройка в мировых мегаполисах началась в прошлом веке, на фоне тенденции урбанизации и индустриализации экономик. Где и когда впервые задумались об эстетических аспектах такой «народной» архитектуры?

— О красоте своего жилища люди задумывались всегда. В середине XX века в зарубежной теории архитектуры актуальными стали проблемы, связанные со взаимоотношением формы и функции архитектурных объектов, а эстетический аспект архитектуры рассматривался как следствие функционального соответствия архитектурного объекта.

Современные дома видеоэкологи рассматривают с двух позиций. Во-первых, оценивается поверхность и форма отдельного здания — например, если стена дома не имеет никаких декоративных или конструктивных включений, она образует однотонное и неприглядное полотно. Это легко исправить, просто покрасив здание в несколько цветов, что разбивает гомогенность среды.

Во-вторых, и сами дома, и их конструктивные элементы, окна и балконы к примеру, могут формировать агрессивную среду, поскольку являются повторяющимися одинаковыми элементами. Это исправить трудней, но можно улучшить среду за счёт озеленения пространства вокруг дома.

— Какие ещё есть области применения видеоэкологии? Например, в дизайне интерьеров — возможно ли неправильным дизайном визуально загрязнить помещение? Есть ли какие-то особенно «экологичные» стили интерьеров?

— Есть несколько правил, которыми нужно руководствоваться. Выбирая определённый стиль и цветовую гамму, необходимо удостовериться, что выбранный вами цвет позволит достичь желаемого состояния, так как в каждом из нас заложено ощущение цвета на уровне коллективного подсознательного и есть ряд ассоциаций, сформированных уже на личностном опыте. Например, яркий красный цвет, даже если вы его обожаете, может быть не подходящим для спальни в силу того, что красный сигнализирует мозгу о необходимости активности — в зависимости от текущего состояния человека красный цвет может вызывать ряд таких эмоций, как страсть, ярость, страх. В таком возбуждённом состоянии трудно будет расслабиться.

Желательно также, чтобы в интерьере присутствовали приятные глазу объекты: картины, скульптуры, букеты с цветами и т. п. На стены можно нанести стилистически уместные узоры и фактуры. При формировании «экологичного» стиля нужно уделять внимание как ярким визуальным элементам, так и тому, чтобы визуальная заполненность помещения не мешала ощущению простора.

Особое внимание уделяйте вещам, которые вызывают у вас приятные ассоциации. Каждый раз, когда вы будете проходить мимо, ваш мозг будет реагировать на вещицу и воссоздавать приятные ощущения.

— Какие общие рекомендации даёт видеоэкология, каким принципам нужно следовать, чтобы визуальная окружающая среда была чистой?

— Нужно ориентироваться только на свои ощущения и не следовать слепо за модой. Ваш дом должен быть комфортным и приятным для вас. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, а дом — это место, где мы расслабляемся, и оно должно давать нам ощущение комфорта, покоя и стабильности.