В воссоздании  Зубовского флигеля Екатерининского дворца участвуют мастера из Китая

Полным ходом идет реализация масштабного реставрационного проекта "Екатерина II.Личное пространство", касающегося восьми апартаментов Екатерины Великой в Зубовском флигеле, названном по имени фаворита государыни Платона Зубова. Первые два панно, выполненные китайскими мастерами в традиционной технике лаковой живописи Поднебесной, а также работу российских реставраторов на этом объекте впервые показали журналистам.

В воссоздании  Зубовского флигеля Екатерининского дворца участвуют мастера из Китая
© Российская Газета

Следом за Камероном

Личные апартаменты императрицы - шедевр эпохи классицизма конца XVIII века, созданный Чарлзом Камероном и Джакомо Кваренги. В этих относительно небольших комнатах демонстрировалась "простота со вкусом" - минимум позолоченной резьбы, роскошных тканей и ковров. Утонченную красоту создавали необычные для декора интерьеров материалы - синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, фарфор, зеркала. Во время Великой Отечественной войны интерьеры были уничтожены.

Журналисты "РГ" начали осмотр со знаменитой деревянной лестницы (ныне восстановленной), соединяющей первый этаж со вторым и выходящей именно в опочивальню государыни. На первом при Екатерине Великой поочередно жили ее фавориты. Согласно историческим сведениям, последним, кто поднимался по этой лестнице, и был Платон Зубов.

Сама опочивальня была разделена на две части: будуар и альков, в котором стояла кровать.

- Помещение уникальное - причем в мировом масштабе. Потому что было полностью облицовано стеклом: молочно-белым и фиолетовым. За основу во время реставрации брали сохранившиеся после пожара кусочки стекла, бережно собранные сотрудниками музея в руинах, оставшихся после пожара, - рассказала Марина Басова, научный сотрудник музея.

Самым сложным оказалось создание рецептуры молочно-белого стекла: во времена Екатерины II для его изготовления использовали опасные вещества - свинец, ртуть, что сейчас неприемлемо.

Лукавство императрицы

В Серебряном кабинете, в котором Екатерина II вела прием посетителей и о котором она писала в одном из посланий во Францию: "Сижу в кабинете из массивного серебра", пока что серебряного мало. Во-первых, потому что его позднее переделывали. А во-вторых, как рассказала заместитель директора музея по научной работе Ираида Ботт, императрица лукавила. Серебро преимущественно было листовое, то есть всего лишь покрытие. Тем не менее зрелище было фантастическое: тем более что потолок был из зеркал, сегменты которых крепились серебряными многослойными розетками.

Теперь от былого серебряного великолепия остались две зеркальные ниши и декор на оконных и дверных откосах. Правда, в дальнейшем в экспозицию войдут два любимых серебряных столика, за которыми работала императрица.

Но более всего в Серебряном кабинете поражает воображение тонкой работы живопись в технике энкаустика, которой отдавала предпочтение Екатерина II.?Техника очень древняя, ведущая историю с античных времен, а в XVIII веке предполагавшая покрытие выполненной темперой живописи большим количеством воска (до шести его слоев), который придавал неблестящую, благородно-матовую поверхность изображению, а главное - не мутнел и не желтел в отличие от лака.

Теряясь от великолепия

Китайский зал - самый большой по площади среди личных покоев императрицы. В нем и в соседнем Купольном смиренно ожидали приема представители знати и послы, прежде чем их допустят в Серебряный кабинет. Их выдерживали с умыслом: чтобы впечатлились великолепием.

- Стены Китайского зала украшали лаковые панно, и мы приняли решение доверить их изготовление именно китайским мастерам, работающим с использованием традиционных технологий. Сделаны два пробных панно, остальная работа впереди, - отметила Наталья Кудрявцева, заместитель директора музея по реставрации.

Общение с современной Поднебесной шло через Сеть. Проект осуществлялся в том числе и под контролем руководителя отделения "Искусство лака" Института искусства Университета Цинхуа (Пекин) профессора Чэн Сянцзюня. В Китай передали изображения сохранившихся панно XVIII века из Китайского театра. Для изготовления понадобились особый природный лак, минеральные краски, золотая и серебряная фольга. Для выполнения большого и столь важного заказа китайские мастера запросили 900 дней.

Купольный зал, понятно, должен иметь купол. Исторический был из дерева - нынешний, ориентируясь на современные правила пожарной безопасности, выполнили на основе металлического каркаса с опорными колоннами. Конструкция не только имеет естественную защиту от огня, но и разгружает исторические кирпичные стены. Точно подогнать элементы готовой конструкции в предназначенные пазы было делом очень сложным. Затем металлические колонны покрыли специально отделанным деревом, имитирующим порфир.

Отделка Купольного зала сделана под римскую виллу, и в ней использованы растительные мотивы. Также Купольный зал украшают изображения различных богов и богинь, символизирующих победу, славу, процветание, возмездие, правосудие. Во времена Екатерины II высшая знать отлично знала эту символику и соотносила ее с общегосударственными ценностями.

И в зеркалах Зеркального кабинета

Зеркальный кабинет практически полностью завершен. В его отделке массово использовалась керамическая плитка с узорами. Как уточнил Борис Игдалов, каждая современная плитка изготавливались вручную и вручную же расписывалась. Реставраторы очень старались "подогнать" новую плитку под старую и по цвету, и по фактуре. На самом верху сейчас остается небольшое пустое пространство. В него предполагают вставить оставшиеся фрагменты плитки исторической - для сравнения и в память об ушедших временах.

Зеркала в Зеркальном кабинете - повсюду, и высота у них вполне приличная - три метра 10 сантиметров. Главной задачей было правильно их укрепить, чтобы большие и достаточно тонкие зеркальные пространства "не поехали", не превратились в "кривые зеркала", как иногда уже бывало при установлении такого декора.

Кстати, Зеркальному кабинету очень повезло. От него сохранился исторический паркет. Его вернут на место, однако реставраторы уже думают о том, как его сберечь, когда по анфиладе будут гулять толпы посетителей. Скорее всего, по кабинету проложат "стеклянную дорожку".

Интересные факты

Оригиналы барельефов из фарфора, украшавших спальню, по заказу императрицы были сделаны на английской фабрике Джозайи Веджвуда. Там и удалось найти старинные формы. Два медальона-копии были изготовлены еще по заказу Елизаветы II после посещения ею Екатерининского дворца в 1994 году и уже в 1998 году преподнесены ею в дар. Но изначально было 29 медальонов. Так что оставшиеся 27 изготовят петербургские мастера Императорского фарфорового завода.

P. S.

А на вопрос, когда же все-таки публика сможет восхититься личными покоями Екатерины Великой, четкого ответа пока нет. Возможно, сначала часть помещений сделают открытыми для осмотра даже без взимания платы - пока не будет полного интерьерного наполнения.