Войти в почту

Готический замок, пряничный домик и китайская пагода: как купцы меняли архитектурный облик Москвы

Москва в конце XIX — начале ХХ века считалась настоящим купеческим городом. Представители этого сословия благодаря своему состоянию, связям и хорошему вкусу внесли значительный вклад в архитектурный образ нынешней столицы. Жилые особняки, доходные дома и магазины — по заказу купцов лучшие мастера эпохи строили шедевры архитектуры. Среди них были Александр Каминский, Федор Шехтель, Роман Клейн и другие.

Готический замок, пряничный домик и китайская пагода: как купцы меняли архитектурный облик Москвы
© Mos.ru

Рубеж столетий стал временем модерна. На этот стиль архитекторы обратили внимание после Всемирной выставки, которая прошла в Париже в 1900 году. Он покорил их плавными линиями, декоративными элементами, экспериментами с объемом и формой. Поддавшись рекламе архитекторов, московские купцы в большинстве своем предпочитали модный модерн: это было красиво и свежо. Тогда в строительство пришло самое современное инженерное оборудование и материалы: металл, бетон и стекло. Однако это не значит, что архитекторы забывали о других стилях — в ходу еще был поздний ренессанс, английская неоготика и прочие. Все зависело от предпочтений заказчика.

Сегодня без зданий, построенных по заказу купцов в самых разных стилях, невозможно представить столицу. О некоторых из них mos.ru рассказала Ирина Левина, краевед, экскурсовод, исследователь и знаток купеческой и дворянской Москвы.

Особняк Анны Лопатиной (1876)

Большая Никитская улица, дом 54, строение 1

Дом с орнаментированным фасадом, расположившийся на Большой Никитской улице, сразу привлекает внимание. Его возвели по заказу Анны Лопатиной, московской предпринимательницы. Она поставляла морепродукты в рестораны, и это позволило ей нажить баснословное состояние. Лопатина хотела построить конторское и жилое здания, доходный дом и складские помещения. Окружать их должен был роскошный фруктовый сад.

Но архитектор Александр Каминский отговорил ее от идеи создать большое поместье в саду — так уже давно не строили. Он задумал объединить все здания в одно.

«Каминский предложил построить типичную усадьбу: с большим главным домом, в котором находились бы контора, меблированные комнаты (ее квартира) и все остальное. Так удобнее и лучше визуально: по бокам на улице стояли большие особняки, и было бы не так красиво, если бы этот ряд разбили несколько мелких зданий», — отметила Ирина Левина.

Особняк выстроили в русском стиле. Извилистые линии, круглые формы, декоративные элементы — всем этим архитектор украсил фасад. Он специально заказал кирпич двух цветов, чтобы сделать ромбовидные узоры. Кстати, именно здесь остальные купцы подсмотрели идею украшать дома разноцветными изразцами. Под склады и холодильные камеры отвели цокольный этаж, контору сделали на первом этаже. На втором расположились комнаты хозяйки и те, которые она сдавала в аренду. А двор украсил сад с искусственным водоемом.

Сегодня здание — объект культурного наследия федерального значения. В 2020 году реставраторы вернули исторический облик всем помещениям и фасадам, лепному декору, керамической облицовке стен.

Шедевр Каминского на Большой Никитской: как менялся особняк ЛопатинойДом Лопатиной: завершились работы по реставрации резиденции посла Бразилии

Доходный дом Третьяковых (1892)

Улица Кузнецкий Мост, дом 13/9, улица Рождественка, 9/13

Доходный дом братьев Павла и Сергея Третьяковых — купцов-меценатов, создателей знаменитой художественной галереи — стоит углом: одно крыло располагается на улице Рождественке, другое — на Кузнецкому Мосту. Этот особняк построил их шурин Александр Каминский. Фасады архитектор украсил поребриками, ширинками и полуколонками, кровле подарил шатровые завершения и гребешки, из-за чего дом становился похожим на терем.

«Большая заслуга братьев Третьяковых и Каминского в том, что они возвращали русский стиль в облик столицы. Особенно это было заметно на Кузнецком Мосту, где в то время царствовала французская архитектурная мода», — рассказала Ирина Левина.

На верхних этажах здания обустроили квартиры. В крыле на Кузнецком Мосту располагались магазины и Московский клуб лыжников, на Рождественке — банк «Лионский кредит». Он был единственным иностранным учреждением, которое царское правительство допустило к финансовым операциям в России. До наших дней сохранилась дверь с барочной резьбой и надписью: «Отделения специальных текущих счетовъ, аккредитивовъ и несгораемых шкафовъ».

Сейфы «Лионского кредита» были защищены очень необычно. Александр Каминский предложил уникальную систему: после рабочего дня ячейки закрывались и затоплялись на ночь. Правда, для этого пришлось вырыть резервуары для наполнения и слива воды в Неглинку. Как именно архитектору пришла в голову эта идея, можно только догадываться.

«Было огромное количество научно-технических и архитектурных журналов, например “Зодчий”. Там печатали статьи про все инженерные, архитектурные новинки мира. Мастера были в курсе всего этого, они выписывали иностранные издания. Александр Каминский имел большую мастерскую, в которой работали чертежники и инженеры, поэтому для него не составило труда создать что-то подобное», — подчеркнула Ирина Левина.

Реставрация здания длилась с 2007 по 2011 год. Фасадам вернули первоначальный облик согласно чертежам Каминского. Дубовые панели в помещениях банка, который когда-то был тут, воссоздали по сохранившимся фрагментам.

Чайный дом Перлова (1893)

Мясницкая улица, дом 19

Мясницкая улица на рубеже XIX-XX веков считалась центром купеческой Москвы. Иметь здесь какую-либо торговую площадь было большой удачей. Известный чаеторговец Сергей Перлов купил на улице участок, на котором архитектор Роман Клейн построил трехэтажный дом в стиле позднего ренессанса. На первом этаже расположился элитный чайный магазин и чаеразвесочная фабрика, на втором жила семья купца, а меблированные комнаты на третьем сдавали в аренду. До сегодняшних дней не сохранилось документов, позволяющих доподлинно установить, каким тогда был фасад особняка.

Приближалась коронация Николая II, и предприимчивый купец размышлял над тем, как использовать это событие на благо своего дела. В Москву должны были приехать высокопоставленные гости из разных стран, в том числе канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. Перлов задумал произвести на него впечатление и заключить договоры на новые поставки чая.

«Купец попросил уже другого архитектора, Карла Гиппиуса, оформить дом в псевдокитайском стиле. Фасад превратился в красивую, яркую декорацию с китайскими пагодами и фонариками. Русскую вывеску “Чай, сахар, кофе” стилизовали под китайские иероглифы. По легенде, многое для интерьера привозили из Китая: фарфор, люстры», — отметила Ирина Левина.

Однако Ли Хунчжан так и не доехал до этого красивого здания, вместо него посетив магазин родственников и конкурентов Перлова. Но купец не остался ни с чем: обновленный особняк стал одной из самых ярких достопримечательностей Москвы, покупателей в магазине заметно прибавилось.

Реконструкция здания проводилась с 2000 по 2012 год. Специалисты воссоздали первоначальную расцветку фасадов, колокольчики для пагоды. Внутри воспроизвели прежний интерьер, привели в порядок орнаменты, украшающие потолок. В 2015 году обновили фасад, покрыв его лаком.

Драконы и башенка-пагода: чем интересен чайный магазин ПерловаДома-сказки: невыдуманные истории московских зданий на рубеже веков

Особняк Зинаиды Морозовой (1896)

Улица Спиридоновка, дом 17

Директор Никольской мануфактуры, представитель известной династии и меценат Савва Морозов в 1888 году женился на Зинаиде Зиминой, бывшей супруге своего племянника Сергея Морозова. Девушка происходила из старообрядческой купеческой семьи, однако состоянием, равным Морозовым, Зимины не отличались. Наверное, поэтому Зинаида всегда стремилась к роскоши и комфорту, мечтала о жизни светской дамы в шикарном особняке. Для нее любящий супруг выкупил участок, принадлежавший ранее брату писателя Сергея Аксакова Николаю, и возвел на нем особняк — абсолютно новаторский.

Морозов нанял архитектора Федора Шехтеля — для него это был первый крупный заказ в Москве. К делу мастер подошел основательно и предоставил Морозову около 600 листов с подробными чертежами и набросками интерьеров. Заказчику оставалось выбрать, будет ли его новый дом в стиле рококо, ренессанса или же станет образцом английской неоготики, которую он очень любил. Остановились на последнем. В результате особняк превзошел все ожидания — и это признавали даже обычные горожане, приходившие полюбоваться с улицы на остроконечные башенки, напоминающие элементы средневекового замка, гаргулий из шпиатра, которых архитектор посадил на водосточные трубы, и другие интересные элементы.

«Про этот дом можно сказать наверняка, что он изменил архитектурный облик Москвы. Такой мощной английской неоготики в городе до сих пор не было. Удивляли не только его фасады, но и расположение. Обычно на улицу выходили парадные залы, а здесь — кабинеты, гостиные и спальни. Парадный вход в дом объединен с парадным въездом, выделен шатром с балконом, и от больших ворот под него вела прямая линия. Это напоминало княжескую или герцогскую усадьбу в XVII-XVIII веках», — рассказала Ирина Левина.

Дом привлекал гостей-аристократов не только внешним видом, но и начинкой: там были все технические новинки, включая электричество. В оформлении интерьеров принимал участие художник Михаил Врубель: он создал скульптурную группу на парадной лестнице и написал три панно для малой гостиной.

Зинаида Морозова устраивала приемы, балы, музыкальные вечера, благотворительные ярмарки. А ее гостями были все звезды того времени: Антон Чехов, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин, Александр Бенуа и многие другие.

Реставрация здания началась в 2019 году. По подлинным чертежам Шехтеля специалисты восстановили фасады, отреставрировали фигуры гаргулий и другие декоративные элементы, заменили кровлю. Дом стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2021».

Кстати, по одной из версий, именно этот особняк стал прототипом дома Маргариты из знаменитого романа Михаила Булгакова — но это уже совсем другая история.

Шедевр Шехтеля и Врубеля: история особняка Морозовой на СпиридоновкеДоходный дом братьев Третьяковых: как менялось историческое здание под влиянием времени