Самарская художница Яна Арбузова: "Нет вдохновения" - это для лентяев"
География Третьей Самарской квартирной триеннале - от улицы Белорусской на Сухой Самарке до ТЦ "Амбар" и ул. Ташкентской. В программу вошли театр, музыка, живопись, графика, фотография, видеоинсталляция и даже игра в карты. Особенность квартирной триеннале в том, что она проходит на базе личных квартир и мастерских художников.
Самарская художница Яна Арбузова - участница выставок "Новые имена" в Новой Третьяковке и "Ноев ковчег" в Галерее искусств Зураба Церетели. Также ее работы можно увидеть в кофейнях Skuratov coffee. 15 августа Яна открыла двери своей квартиры-мастерской на Водников, 69.
"Месяц назад у меня были мысли поучаствовать в триеннале, но потом я начала сомневаться - а как я приглашу людей сюда, в эту квартиру, потому что даже мне здесь мало места. Это и квартира, и мастерская одновременно - я здесь сплю, я здесь работаю, когда у меня с кухни уходит стол под натюрморт, я здесь ем. В общем, здесь я полностью живу. Потом я подумала - а пускай люди посмотрят, что художника ничего не должно останавливать. Кто-то говорил, что настоящий художник может работать даже в телефонной будке. Это съемная квартира, мне ее не жалко и хозяину тоже, потому что этот дом под снос. Я могу спокойно заляпать и стены, и пол", - рассказывает художница.
Яна составляет натюрморты из подручных средств. Например, некоторые элементы она нашла в пластиковом дворике, а на Полевой удалось найти даже старую деревянную оконную раму, которая впоследствии легла в основу одной из работ. Девушка признается, что пластик - ее особая любовь.
"Это чисто моя философия. Есть два понятия - правда и истина. Правда субъективна, истина объективна. Истины не существует, а правда в нас. Правда проходит через наши мембраны, бэкграунды, прошлое - через наши фильтры. И таким образом искажается - у каждого своя правда. Поэтому я очень люблю пластик. Когда я через него смотрю, я вижу эту правду, эти искажения, которые есть во всех нас. Прозрачные пластиковые предметы - единственное, от чего меня мандражирует. Я хожу по магазинам, выбираю пластик определенных оттенков", - делится Яна.
На первый взгляд, работы Яны можно трактовать как защиту природы, однако сама художница не хочет выставлять это на первый план. По ее словам, если она скажет, что ее работы - отказ от пластика, она соврет, а она не любит, когда врут.
Нередко Яна пишет повторы своих же работ. Например, в ее квартире можно увидеть два экземпляра картины "Воздух" или, по-простому, "Пакеты "Русь". Однако девушка замечала, что ее работы тоже копируют.
"Я думала, меня с моей "Сели на мель" все будут сравнивать с Андреем Сяйлевым и его работами "Каждый день". Я не против, когда работы в другом медиуме. Есть работы Димы Птицына с пакетами "Русь". Это другой медиум, это фотография. Есть пакеты "Русь", выложенные мозаикой - тоже супер. А у меня живопись, натюрморт, поэтому я взяла и сделала. Пластик, стекло, хрусталь, пакеты - это то, что незаметно и что быстро меняется. Я знаю, что это моя уникальность. Я очень ревнива к этому - если я вижу у других художников мои повторы и понимаю, что этот художник знает меня и что это написано после меня, я начинаю скрести когтями - как, это мое! Поэтому это моя уникальность, я буду с этим продолжать дальше работать и ставить натюрморты, инсталляции", - говорит художница.
Яна Арбузова пишет работы быстро, за несколько сеансов. Один сеанс длится от 2 до 6-7 часов. Самое сложное - сделать ровный фон. В натюрмортах девушки часто можно наблюдать минималистичный голубой фон. Она сама говорит, что этот голубой обволакивает предметы как как туман или молоко, дает непроглядную пустоту сзади. Так создается необъятное пространство, невесомость.
Помимо живописи, Яна занимается коммерческой иллюстрацией, этим и зарабатывает деньги. Иногда ее работы продаются, но это не самоцель. Девушка рисует иллюстрации, чтобы не продавать картины.
"Я слишком много отдаю этой живописи. И времени, и денег, которые зарабатываю на коммерческой иллюстрации. "Нет вдохновения", "я не в ресурсе", "я не в потоке" - это для лентяев. Такого не существует. Во-первых, аппетит приходит во время еды, а во-вторых, мне физически плохо, когда я долго не пишу. Ты просто берешь и делаешь, потому что по-другому ты не можешь", - признается Яна.