Опасные лифты в 59 регионах: как решают проблему по замене старой техники в домах
Старые лифты в 59 регионах страны могут представлять опасность. К такому выводу пришли в Генпрокуратуре, подсчитав число подъемников с истекающим сроком службы и при этом не внесенных в местные программы обновления.
В ведомстве насчитали в регионах 47 тысяч проблемных, доживающих свой век подъемников. С начала этого года самые высокие риски инцидентов с лифтами зафиксировали в Удмуртии, Чувашии, на Алтае, в Мурманской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях и Санкт-Петербурге.
Напомним, по требованиям технического регламента Таможенного союза все лифты, отслужившие 25 лет, необходимо заменить до 15 февраля 2025 года. После этой даты их просто нельзя будет эксплуатировать. Опасное оборудование придется остановить и жители многоэтажек могут остаться вообще без подъемников.
Так, в Алтайском крае из почти пяти тысяч лифтов в многоквартирных домах больше 1,7 тысячи требуют срочной замены. Это подъемники, уже выработавшие свой ресурс, а также те, у которых 25-летний срок эксплуатации закончится в ближайшие полтора года. То есть каждый третий лифт в регионе настало время сдать в утиль.
Но проблема в том, что на замену сразу всех подъемников нужно пять миллиардов рублей, - в региональном Фонде капремонта МКД их нет. Регоператор собирает с жильцов многоквартирников в год около миллиарда рублей взносов.
Но из этих денег только 20 процентов идет на обновление лифтового оборудования, то есть около 200 миллионов рублей, остальные - на ремонт фасадов, крыш, подвалов. Если менять лифты такими темпами, понадобится 25 лет. Это без учета тех подъемников, которые будут со временем неизбежно вырабатывать свой ресурс, да и растущих цен тоже. Сегодня стандартный подъемник в девятиэтажке стоит не меньше трех миллионов рублей.
Аналогичная ситуация в Удмуртии. Сегодня в многоэтажках региона есть кабины, которые служат больше 40 лет. Каждый год обновляют по 100-150 лифтов, но им на смену приходит столько же старых.
- В регионе значительная часть многоэтажек с лифтами (более 75 процентов) перечисляет деньги на капремонт на собственные спецсчета, и выбирая между тем, копить на покупку дорогостоящей кабины несколько лет или отремонтировать крышу, которая течет сегодня, собственники, конечно, выбирают крышу. А насобирать на лифты уже не могут, - поясняет член Общественного совета Минстроя России, председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ "Объединение советов домов Удмуртской Республики" Александр Евсеев. - При этом увеличивать суммы сборов люди тоже не желают.
Общественники подсчитали все взносы на спецсчета в домах, где требуется замена лифтов, сделанные в регионе с 2015 года. Оказалось, что денег не хватит даже на 70 процентов от требуемой суммы, особенно с учетом роста цен на кабины.
При этом в регионе есть своя республиканская программа софинансирования замены лифтов - правда, она предполагает компенсацию стоимости замены в размере 20 процентов от цены.
- 20 процентов это конечно очень мало, - считает Евсеев. - Например, в доме, где заменить нужно пять кабин, денег хватает только на три. И начинается - спички тянут, жребий бросают, а потом два подъезда остаются вообще без финансирования. В итоге программа, можно сказать, не работает.
Между тем в Алтайском крае, чтобы увеличить темпы обновления лифтового хозяйства, попробовали привлекать средства с помощью факторинга - банковской рассрочки, проценты по которой погашает федеральный Фонд ЖКХ. По такой схеме в 2021 году закупили 40 лифтов. А в конце прошлого года после резкого скачка цен краевые власти выделили региональному Фонду капремонта субсидию: 100 миллионов рублей на компенсацию части стоимости лифтового оборудования. В результате в этом году в регионе смогут заменить не 116 - 117 лифтов, а 165.
Особая ситуация складывается в Петербурге с его богатым историческим наследием, а значит, огромным числом старых лифтов. Работы по замене лифтов в Питере идут уже очень давно. Схемы финансирования применялись разные, в том числе с привлечением средств жителей. К примеру, так называемая программа "Пять процентов" предполагала, что именно эту долю должны внести в общую сумму, требующуюся для замены лифта, жильцы дома или подъезда, остальные 95 процентов доплачивал городской бюджет. Именно так больше десяти лет назад поменяли лифты в доме, в котором живет корреспондент "РГ". Целый год в квитанцию об оплате ЖКХ была включена дополнительная строка "замена лифтов". В прошлом году в домах Северной столицы было заменено 1464 лифта, до конца 2023 года заменят еще 2399, а к 2025 году планируется заменить 7134 подъемников, срок безопасной эксплуатации которых истекает. И только в этом году на обновление лифтового оборудования из бюджета Санкт-Петербурга выделили шесть миллиардов рублей. Все лифты с истекшим сроком эксплуатации заменить к 2025 году не успеют, но число старых подъемников в городе все же явно сокращается.
В доме, где заменить нужно пять кабин, денег хватает только на три. И начинается - спички тянут, жребий бросают...
Пока другие регионы ломают голову, на Среднем Урале лифты уже 10 лет меняют в рассрочку. Обновили почти 4000 кабин. Сегодня в многоэтажках, которые взносы на капремонт перечисляют в "общий котел", нет ни одного подъемника старше 25 лет, то есть опасных для пассажиров. К 2025 году к такому же результату должны подойти дома со спецсчетами, а это около 3,5 тысячи лифтов. Но у собственников не всегда накоплена нужная сумма, поэтому рассрочку решили распространить и на эти дома. ТСЖ или УК, заключив договор на демонтаж и монтаж кабин, оплачивают сразу лишь половину стоимости. Остальное жильцы погашают ежемесячно равными платежами в течение трех и больше лет.
- Такой механизм позволяет собственникам привлечь субсидию - до 30 процентов от полной стоимости замены, - говорит первый замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Игорь Чикризов.
Всего в 2023 году на замену лифтов в домах со спецсчетами выделят больше 400 миллионов рублей. Установят около 300 новых лифтов.
Между тем
Куда обращаться, если у вас в доме опасный лифт?
Первым делом нужно написать заявление в УК, которая обслуживает ваш дом. Одновременно обратиться в организацию, обслуживающую лифты в вашем доме. Информация о ней должна быть на первом этаже.
Если не действуют ни та, ни другая организации, нужно обратиться в Жилищную инспекцию и в Ростехнадзор. Если и это не привело ни к каким результатам, то жаловаться в прокуратуру.
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Елена Мационг
Комментарий
Алексей Захаров, первый вице-президент Национального лифтового союза:
-100 тысяч лифтов из 520 тысяч стоящих на учете в нашей стране исчерпали нормативный срок службы и требуют замены, исходя из требований Ростехнадзора. Проблема действительно серьезная, но катастрофической ее я бы не стал называть. Это не означает, что все это лифты-убийцы, которые назавтра рухнут. Нормативный срок службы - 25 лет производитель определяет исходя из средних параметров износа, это условный срок службы оборудования, когда лифт оптимальнее всего заменить или капитально отремонтировать. Если лифт обслуживает серьезная организация, которая внимательно отслеживает его техническое состояние, а не проходимцы, которые только формально бумажки выписывают, лифт может служить и после этого срока.
Безусловно, обновление лифтового хозяйства - глобальная задача. У нас есть регионы, где больше 50 процентов лифтов нужно менять. Каждый год устанавливается 15-18 тысяч новых лифтов. Но одновременно примерно 10 тысяч исчерпывают свой ресурс. Получается, как в сообщающихся сосудах: в одном месте меняем, в другом оборудование отрабатывает свой век. Проблема еще и в том, что это - очень дорогостоящая задача. Мы подсчитали, даже если взять сегодня все деньги из фонда капремонта и направить их на замену лифтов, то нам удастся обновить только 60 процентов всего лифтового хозяйства. И это при том, что придется отказаться от ремонта крыш, фасадов, замены коммуникаций и т.д.
Нужны новые механизмы финансирования для решения проблемы как на уровне региональных, так и федеральных властей. Такие, которые позволяли бы нам успевать менять отжившие свой век лифты на новые. Благо, сегодня уже почти все устанавливаемые подъемники отечественного производства. Мы практически не зависим от импорта.
Подготовила Елена Мационг