Своя коллекция. Как начать собирать современное искусство
Тренд на современное искусство растет. Многие уже обзавелись своими собственными коллекциями. Как же решиться на этот шаг и начать покупать искусство? Нужны ли для этого миллионы?
О том, какие ошибки не стоит допускать на пути к своей коллекции, как выбрать работы и как их потом хранить рассказали арт-менеджеры маркетплейса современного искусства BIZAR.
Как начать собирать искусство
Самое важное в покупке искусства – делать это по любви. Только так начинаются великие коллекции. Выбирайте те работы, с которыми вам захочется жить и не думать о том, кому их передарить.
Помните, что вы будете смотреть на них, когда просыпаетесь и засыпаете, так что опирайтесь только на свой вкус и эмоции, которые дает вам искусство. Насколько актуален сейчас художник или насколько он вырастет в цене потом – вторично.
Конечно, чтобы опорой служил ваш личный вкус, его надо развивать. Ходите на выставки, читайте статьи по теме, следите за художниками и главное – постоянно смотрите на искусство в любом виде. Это поможет вам выработать насмотренность.
Многие на начальном этапе доверяют выбору галерей или кураторов – здорово, если у вас есть знакомые специалисты. Ошибка в том, чтобы прислушиваться к одному человеку или следить за определенной галерей. Тогда вас ждет ограниченный круг художников, а работы будут навязаны чужим вкусом. Ваша личная коллекция может получиться однообразной и совсем не отражать вас как личность. Когда есть из чего выбирать, то получается собрать яркую и индивидуальную коллекцию.
Еще одно правило для начинающих коллекционеров – выберите стратегию или идею, которая будет объединять ваши работы или художников. Ведь хочется, чтобы коллекция получилась цельной, а не стала хаотичным набором всего подряд. Вы можете собирать работы одной темы или остановиться только на акварельной графике.
Для того чтобы начать покупать искусство, не обязательно иметь миллионное состояние.
Есть множество молодых, но перспективных авторов, которые пока стоят недорого. Даже среди состоявшихся художников вы найдете работы, которые может позволить себе начинающий коллекционер.
Лучше начинать с недорогой графики и тиражных работ. Это снижает риски: будет не так обидно ошибиться, а еще вы сможете постепенно понять, что вам хочется видеть в своей коллекции.
Как правильно хранить искусство
К искусству необходимо относиться бережно. И даже если вы не имеете амбиций открыть в будущем свой музей, хочется, чтобы работы радовали как можно дольше. Продлить жизнь искусству помогут базовые правила, которые применимы к живописи, графике, текстилю и скульптуре.
Температура: от 18 до 22 градусов, обычная комнатная температура, главное – стабильность, обязательно без резких перепадов, для живописи лучше не допускать и сквозняки, нельзя хранить искусство над батареями или под кондиционером.
Влажность: от 30 до 50 %, если вы решите повесить графику или живопись в ванную комнату, то лучше воздержаться; можно остановиться на керамике или тиражной графике под рамой со стеклом, но тогда знайте, что передать работы следующим поколениям точно не получится.
Свет: самое первое правило – никаких прямых солнечных лучей, бумага и краски выцветают. Что касается искусственного освещения: графика, а особенно акварель и пастель, вообще очень восприимчивы к внешнему воздействию. Для них и текстиля лучше использовать приглушенный свет, для живописи и дерева – уже чуть поярче, а вот керамика, металл, стекло и гипс хорошо себя чувствуют и при ярком освещении.
Оформление: живопись на подрамнике можно оставить без оформления, сейчас работы довольно хорошо сохраняются и так. Если холст начнет провисать и пойдет волнами, не бойтесь: вы можете сами подбить клинья, если подрамник модульный, если глухой – обратитесь в багетную мастерскую.
А вот для графики обязательно понадобится багет и стекло, чтобы работа не теряла свой первоначальный вид. Еще лучше оформить графику в паспарту, так сохранность работы увеличивается, а такие материалы как пастель или уголь не будут смазываться.
Уборка: даже когда дело касается искусства, приходится говорить о пыли. Работы, оформленные в стекло можно протирать даже с моющими средствами, но осторожно, чтобы вода не попала под багет.
Живопись очищают от пыли специальным фланелевыми или бархатными тряпочками похлопывающими движениями по направлению наложения краски, чтобы не повредить верхний слой. Если не хотите заморачиваться, то используйте пипидастр или не трогайте работу вообще. Керамику, металл и художественное стекло не протирайте мокрой тряпкой, чтобы ваши скульптуры не потрескались или не поржавели со временем.
Автор текста: Надежда Марченко. При оформлении материала использовались работы художников, выставленные на платформе Bizar: - Савелий Харламов / Из серии «Тенденции» (эпизод 2) - Мария Воробьева / Rosso - Лена Романовская / Грезы твоих надежд - Елена Матвеева / Цицинатела Кобулети - Светлана Искоских / Девочка и бинокль - Dinara Hörtnagl / Tabby