Войти в почту

В Тюмени горожане стали участниками фестиваля уличного искусства

Муралы-посвящения испанским апельсинам и знаменитому тюменскому ковру, оммаж картины Анри Матисса "Танец" на стене производственного корпуса, панно из деревянных модулей про городские достопримечательности, вязаный забор-цветник - все это появилось в Тюмени благодаря фестивалю "Морфология улиц". В этом году ему шесть лет - наконец, обрел федерального партнера с полной сумой. Да и рост очевиден: от украшательств трансформаторных будок до лабораторий совместного проектирования на тему "Сокращая дистанцию", когда художники набирают команды из горожан, чтоб вместе рисовать, паять, клеить, лепить.

В Тюмени горожане стали участниками фестиваля уличного искусства
© Российская Газета

Виктория Нурисламова, московская художница и дизайнер, ловила настроение по фотографиям Тюмени из прошлых веков. Самые знаковые места решила выразить через модульный шрифт, который разрабатывала для дипломной работы.

- Набережную, железнодорожный вокзал, водонапорную башню, Дом печати Вика с группой поддержки собрала из двух сотен деревянных модулей. Наборный архитектурный пейзаж стал украшением невзрачного забора строительного института. Не скажу, сколько панно будут жить: год-два, может, больше. Практически любой паблик-арт недолговечен, и это нормально. Он родился, дальше мы его отпускаем, а судьбу определит город, - рассказала нынешний куратор фестиваля, искусствовед, арт-менеджер из Петербурга Катя Михатова.

На лаборатории от Ульяны Розиной из Екатеринбурга тюменцы вязали цветник на металлическом дырчатом заборе на углу пешеходной улицы Дзержинского.

- На работу вдохновила история локации: раньше здесь стояла гостиница Лошкомоева с деревянной резьбой, опять же старое название улицы - Садовая. Пригодились мотивы растительных орнаментов в вышивках татар, чувашей, мордвы. Так появился наш "Цветник" - совершенно эксклюзивный объект. Такого в Екатеринбурге я не делала, - призналась мастер.

Любой паблик-арт недолговечен. Он родился, а дальше его судьбу определит город

За восемь дней 70 горожан связали восемь километров полиэфирной нити. По уверениям производителя, материал переживет экстремальные температуры и сохранит как цвет, так и фактуру. Значит, авторам предстоит долго любоваться на плоды рук своих - цветы, листья, лозы.

Анастасия Вокина из Санкт-Петербурга первой на фестивале создала детский арт: сначала ребята смастерили аппликации, а художница перевела их на здание комбината питания. Чтобы раскрасить 80 метров стены, понадобилось 250 баллонов краски и две недели под невыносимым августовским солнцем. Кстати, объект появился по просьбе самого предприятия, пожелавшего обновить серый офисный фасад.

Обсуждают на все лады индивидуальные работы участников "Морфологии". Художник из Барселоны Джаум Мольера собирался по творческим делам в Екатеринбург, но заскочил и в Тюмень. Через три дня на стене жилого дома выросли огромные испанские апельсины. Насколько они впишутся в перестраиваемую улицу Ленина, покажет время. Еще один мурал, выходящий на ремонтируемую магистраль, - ковер от местной арт-группы Александры Мельниковой. Несколько лет за торцевую часть многоэтажки не брался ни один художник: после убранного пристроя осталось пятно в виде плохой кирпичной кладки, а еще эти нелепые балкончики и башенка… Нежные цветки ковра чудесным образом скрасили изначально уродливый "холст", фасад ожил, стал праздничным, веселым. Петербуржец Максим Има оставил след в квартале художников на улице Северной - картину Матисса "Танец" он перевел на тюменские кирпичи в виде абстракции. Справился быстро, без проекции эскиза на стену.

Столичные исследователи современного искусства утверждают: пускай тюменцы несколько отстают от городов, давно переживших историю с паблик-артом, зато у них обозначился уникальный путь в создании оригинальных творений на центральных улицах и в спальных районах - дружно и негрузно. И что немаловажно: вандалы почему-то обходят их стороной. А в следующем году, обещает руководитель фестиваля директор мультицентра "Контора пароходства" Юлия Саначина, "Морфология" пойдет не вширь, а вглубь - будет искать и переваривать новые смыслы, срезы, концепты. Но точно не оторвется от горожан.