Как петербуржцы отмывают и восстанавливают исторические интерьеры своими силами

Одна из парадных доходного дома Майзеля на Большом проспекте Петроградской стороны обрела свою главную историческую ценность в почти первоначальном виде. Каминную печь 1911 года постройки восстановили жильцы-энтузиасты.

Как петербуржцы отмывают и восстанавливают исторические интерьеры своими силами
© Российская Газета

Почти сто лет она выглядела весьма неприглядно: отбитые местами узорные изразцы, грубо заштукатуренные углы и пустоты, невнятная геометрическая форма. И все это, включая уникальную керамическую плитку Майзеля, было покрыто толстым слоем масляной краски.

Привести в порядок исторический раритет решились три девушки, одна из которых - Наталья Тимофеева - приобрела квартиру в этом доме и была вынуждена каждый день ходить мимо изуродованного исторического объекта. Сначала она решила отмыть камин от краски. Подруги Эльвира Алеева и Наталья Линси идею подхватили и обещали помочь.

- С самого начала мы договорились, что будем публиковать

в соцсетях результаты наших усилий, - говорит Эльвира. - Было приятно, что люди нас поддерживали, некоторые предлагали помочь физически, другие привозили реактивы для смывки, архитекторы-профессионалы давали ценные советы. Мы общались с жителями, которые рассказывали нам об истории дома, его знаменитых жильцах и даже перечисляли небольшие суммы на покупку химикатов.

Сначала волонтеры думали, что работа займет всего пару недель. Но по мере продвижения обнаружилось, как это часто бывает, что дел там куда больше. Печь оказалась двухцветной, потерявшей много "родных" изразцов. Гипсом, цементом и современными кирпичами были заполнены значительные архитектурные потери.

В определенный момент перед активистками встал выбор - ограничиться снятием краски или попытаться сделать больше? Но для продолжения необходимо было бы привлечь специалистов-реставраторов, которые могли бы изготовить копии утерянных изразцов. По признанию героинь, они решились на продолжение, только вдохновившись откликом людей, которые их поддерживали. Обратились за помощью к реставраторам, прикинули стоимость необходимых материалов. По самым минимальным расценкам собрать предстояло примерно 130 тысяч рублей.

- В итоге нам помогли больше 120 человек, - говорит Эльвира. - При этом большую сумму перевел дизайнер Артемий Лебедев. За помощью к нему обратились наши друзья - коллеги из объединения "Гэнгъ". Уже через полчаса после их звонка нам пришло 100 тысяч рублей.

Реставраторы и архитекторы, которые присоединились к проекту, работали почти на волонтерских условиях. И это, по словам экспертов, в Петербурге не редкость. Сегодня в Петербурге насчитывается девять тысяч объектов культурного наследия, 14 тысяч исторических зданий, в каждом из которых - печи, лепнина, лестницы, другие исторические элементы интерьеров.

- Наше наследие - это наша общая ответственность, а его сохранение - обязанность петербуржцев, - считает заместитель председателя СПбГО ВООПИК Елена Резникова. - Мы живем в исторической среде и должны сохранить ее в своей подлинности. Девушки молодцы, все сделали с максимальной ответственностью к деталям и к процедуре выбора подрядчика. Ведь главное в этом случае было - не навредить.

А это, кстати, достаточно легко, даже если руководствуешься благими намерениями. Не зря самодеятельность при работе с историческими объектами запрещена. Единственное, что может делать человек без знаний, опыта и специальной аттестации Минкульта с объектом культурного наследия, - это его мыть.

В комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга пояснили, что самовольные работы на объектах памятников культуры являются одним из самых часто встречающихся видов нарушений. Чаще всего это происходит, когда пытаются приспособить помещение для современного использования или предупредить аварийные ситуации, сбивая, например, аварийные элементы архитектурного декора. Но на любые подобные виды работ нужны специальные разрешения с согласованной проектной документацией. Хотя для жилых домов предусмотрен специальный упрощенный порядок согласования.

- Методические рекомендации по соблюдению данного порядка размещены на сайте КГИОП в разделе "Полезная информация", - пояснили в комитете. - В ряде случаев работы по техническому обслуживанию и текущему уходу могут быть проведены в рамках хозяйственной деятельности собственника. Тогда согласование с КГИОП не требуется.

Волонтерам из дома Майзеля разрешение на помывку камина не требовалось, поскольку дом не входит в число объектов культурного наследия. Но тем не менее они предварительно получили согласие от представителей управляющей компании дома, от старшей по парадной, от жильцов. А в ходе работ обращались за профессиональными советами к объединению "Гэнгъ".

Спустя восемь месяцев восстановительных работ камин в парадной дома Майзеля выглядит таким, как задумывался изначально, при строительстве дома. Когда все работы были закончены, девушки оставили возле камина табличку с номером телефона архитекторов, помогавших волонтерам. На случай новых коммунальных ремонтов, если вдруг кому-то из прорабов вновь захочется "подновить" масляной краской каминные изразцы.

Краеведческая ячейка

Содружество ценителей городской архитектуры под названием "Гэнгъ" в Петербурге давно известно своими все новыми и новыми историческими находками. Они отмывают от краски, штукатурки и прочих строительных наслоений самые разнообразные детали в парадных, на лестницах, во дворах. Например, в прошлом году они завершили отмывать детскую мозаичную площадку "Морское дно" на Среднеохтинском проспекте. Детские горки, песочницы, скамейки, оформленные мелкой каменной мозаикой, в 1980 году начал возводить стройотряд студентов ЛИСИ "Архитектор". Весь комплекс работ занял не один летний сезон. Зато теперь это чуть ли не самая уникальная детская площадка Северной столицы.

Одно из последних открытий - мозаичный герб Российской империи во дворе дома на 22-й линии Васильевского острова. На то, чтобы отмыть двуглавого орла с короной, понадобилось не так много времени - несколько дней. А эффект превзошел ожидания. Орел на золотом фоне придал совершенно другой вид зданию.

Краеведы относят создание изображения к началу прошлого века. До революции 1917 года в доме располагалась мозаичная мастерская художника Владимира Фролова.

Взглянуть в былое

Жители жилого дома на Чкаловском проспекте, 16 (бывший доходный дом Колышко), решили своими силами привести в порядок одну из своих парадных. Дом признан памятником архитектуры, но его "внутренний облик" на неподготовленного человека производит гнетущее впечатление.

Юлия Гладенко, инициатор восстановления исторического интерьера парадной, организовала чат, предназначенный для обсуждения ремонта. Кое-что уже сделано. В ноябре 2022 года волонтеры очистили от краски изразцовую печь оливкового цвета. Запланировано убрать висящую на виду проводку, обновить побелку, заменить разломанный кафель.

В июле здесь начали демонтаж входной группы и обнаружили историческую находку - обгоревший после пожара тамбур и старинную дверь, частично пострадавшую от огня. Организаторы надеются, что раритеты еще можно спасти и отреставрировать.

По их мнению, такие ремонты, выполняемые руками жителей, позволяют по-другому посмотреть на место, где живешь, увидеть ценность задуманных архитектором деталей.

Конечно, главный вопрос таких начинаний - финансы. Но в случае с домом Колышко выяснилось, что организации, расположенные в здании, не оплачивали места для расположения своих вывесок, что прописано в законе о рекламе. Этот "непредвиденный доход" и стал основой для расходов на ремонт.

Теперь жители надеются, что обновленным их жилой дом будет чаще напоминать о начале прошлого века, когда в нем размещался Невский театр Неметти.

Фото: Святослав Акимов