"Перелетные птицы": на выставке в Москве осмыслили феномен миграции
"Перелетные птицы": на выставке в Москве осмыслили феномен миграции
В Москве новый тренд — все больше кулуарных арт-пространств открывается в жилых квартирах или личных …
Источник: –MK.RU
В Москве новый тренд — все больше кулуарных арт-пространств открывается в жилых квартирах или личных мастерских. Некоторые из них даже делают перекрестные события. Именно такую двойную выставку организовал куратор и художник Петр Быстров на двух площадках — в мастерской художника Гоши Острецова и квартирной галерее культуролога и преподавателя РГГУ Екатерины Карцевой. В галерее-квартире с мурчащим названием «Мurmure» (в переводе с французского — «шепот») открылась выставка «Перелетные птицы» Анны Ореховой, которая живет на два дома — между Дахабом и Москвой. В мастерской Гоши выставочное пространство получило имя «Новый круг» — групповой проект «Мальчики встречают девочек». Обе истории — про границы, личные и глобальные, ощущение себя в пространстве и попытка найти опору через создание своего комьюнити.
Недавно семья Кати переехала в квартиру на Ленинградском проспекте и сразу решила одну из комнат выделить под выставочное пространство. После долгого ремонта открыла галерею «Мurmure», куда вход только для своих, а выставляться могут только художницы-девочки. И дело тут не в феминизме — по крайней мере не в классическом его понимании. Во-первых, у Кати муж и дети, так что водить всяких мужиков не к лицу. Во-вторых, сейчас она входит в тот возраст, когда по-новому ощущает женское в себе. После смерти любимой мамы в ней произошел переворот — появилось желание пересобрать себя, открыть заново, найти точки опоры в нежности и «тонких эмоциях». Все это она видит в работах Анны Ореховой, которая создала для галереи тотальную инсталляцию «Перелетные птицы». Фото: Мария Москвичева В выставочном зале, расположившемся между спальней и кухней-гостиной, Алла установила круглый стол. Такой ностальгический — из советского детства. Стол, однако, превратился в отражение солнца. От него к окну тянутся нити, на которые нанизаны бумажные перелетные птицы. Белые лебеди летят на солнце — золотой круг, к которому тянутся веревочки-пути, и прорывают его своей стремительностью насквозь. На стенах висят уютные пейзажи-абстракции, написанные нежными цветами — голубым, розовым, туманно-желтым. Кажется, перед нами закатный пейзаж, в то же время это цветовые поля, наполненные чистой эмоцией, как картины Марка Ротко. Перед нами тотальный пейзаж, живописующий состояние полета и перелета. Фоо: Мария Москвичева Для автора-тоталки Анны Ореховой — это не просто метафора. Уже не первый год девушка живет между Египтом и Россией. Еще в юности поняла, что Москва не подходит ей по климату, зимой она все время здесь болеет. Поэтому поначалу стала проводить холодное время года во Владимирской области, поближе к первозданной природе, а когда встала на ноги, перебралась в Египет. Впрочем, и там круглый год она жить не может — летом в Египте выше 40 градусов, что делает пребывание там невыносимым. Поэтому Анна годами — в состоянии миграции. Фото:Мария Москвичева Открывая выставку, куратор проекта Петр Быстров усадил всех за инсталляционный стол и завел дискуссию о том, что же такое женское искусство и как понимать сегодня состояние миграции. Пришли к нескольким любопытным выводам. История о том, что женское искусство — это протест и борьба за права, сильно устарела. Воинственный феминизм ныне пережит. Другой шаблон — о том, что «девочкино» искусство все такое розовое и в бантиках, — тоже «баян». Скорее речь о другом уровне чувствительности и чувственности, отличной от мужского аналитического подхода. По поводу «перелетной темы» тоже зашел разговор. Вопреки повестке здесь речь несколько о другом. «Во времена турбулентности, когда внешний мир сильно давит, хочется найти убежище в личном уюте и создать свое комьюнити, очертить свои границы. Эти границы зависят только от тебя», — подытожила Екатерина Карцева. Фото: Маия Москвичева В мастерской Гоши Острецова под названием «Мальчики встречают девочек» собрали работы, которые тоже о том, как все пережить и преодолеть. В сложные времена хочется опереться на своих и смотреть на то, что близко. Такое искусство украсило пространство «Новый круг». Светящиеся инсталляции из дырявого металла, словно маячки. Впечатанное в холст женское платье — как след нежности. Забавные фигуры с красными волосами из пластика — дух мальчишеского бунтарства. Для Гоши, как и для Кати, важно найти опору в тяжелые времена в своем кругу. Многие из участников переживают сейчас личные сложности, преодолеть которые им помогает объединение через искусство.