Фантазии, эмоции и новые паттерны: как должен меняться городской "партер"

Новые социальные паттерны как курс для инноваций, максимальное неравнодушие жителей к изменениям среды и недооцененность фантазий – вот с чем приходится иметь дело современным архитекторам и урбанистам. Партнер компании "КБ Стрелка", архитектурный критик и архитектор Алексей Муратов в ходе деловой программы Московского урбанистического форума поделился с РИА Недвижимость своими профессиональными наблюдениями и опытом реализации проектов благоустройства, а также рассказал, что является главной похвалой от горожан для любого урбаниста.

Планы и фантазии дальнего действия

Говоря о том, насколько далеко нужно заглядывать в будущее, Муратов подчеркнул, что планирование планированию рознь. Так, в случае с пространственным планированием, по его мнению, необходимо смотреть максимально далеко, потому что эффекты от какого-либо проекта или планировочного действия сами по себе очень долгосрочны.

"Любое действие в пространстве, любая стройка меняет окружающие условия, окружающую действительность на десятилетия вперед. И, вообще, город – довольно инерционный механизм. Есть такой термин path dependence – зависимость от пройденного пути. Так вот эта зависимость в городском пространственном развитии очень высокая", – пояснил эксперт.

А вот с точки зрения экономического планирования горизонты чуть покороче, хотя все равно многие успешные города и регионы планируют очень надолго, сейчас даже вплоть до 50 года, обратил внимание архитектор.

В отношении фантазий – допустимы ли они в планах развития и формирования городской среды – Муратов высказался положительно, отметив, что в целом и в России, и в Москве недооценивается роль творческого начала в этих процессах. А ведь именно творческое начало способно привнести в город что-то новое, позитивную эмоциональную составляющую, подчеркнул он, заметив, что Москву это в меньшей степени касается, потому что это бурно развивающийся город.

Экологично меняем сценарии жизни

Этап глобальной урбанизации, по словам Муратова, уже закончился. Соответственно, сейчас все инновации заключаются в использовании существующих пространств, и в преобразовании социальных паттернов поведения, сценариев жизни.

"Основные инновации будут в том, как мы живем, как мы себя ведем, как мы осваиваем пространство, как соотносимся с ним", – сказал архитектор, добавив, что паттерны жизни очень сильно изменились в том числе благодаря ковиду, который во многом усилил некоторые тренды, на то же домоседство.

Москва – город очень большой. Всегда будет чем заняться, и в сфере благоустройства, и в сфере строительства. Но акценты могут меняться, заметил эксперт.

Добро пожаловать в городской "партер"

Что касается стандартов благоустройства, то, по мнению Муратова, там практически ничего не надо дополнять или менять, потому что городские власти за долгие годы вышли на очень высокий уровень реализации городских проектов.

В целом эксперт уверен, что с эстетической точки зрения благоустройство улиц, так называемый городской "партер", необходимо делать максимально нейтральным.

"Улицы должны служить фоном для людей, выгодно оттенять их, делать удобным их передвижение. Улица служит сценой для восприятия людей в близком масштабе и для восприятия города в более широком", – пояснил архитектор.

Из того, что нужно было бы добавить, Муратов назвал оформление информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИКТ-инфраструктуры). Он обосновал это тем, что переход на более высокий стандарт сотовой связи 5G требует гораздо большего количества вышек и частого их расположения. И такие элементы, как телекоммуникационные вышки, камеры и прочие составляющие цифровой инфраструктуры – слежения, контроля и связи – до сих пор не осмыслены и иногда сильно диссонируют в городском пространстве с замечательной городской мебелью, бордюрами, светильниками.

Архитектор также назвал вещи, которые не были реализованы в ходе благоустройства, хотя и входили в его стандарт – например, "зеленое" поглощение стоков.

"Там были интересные решения, связанные с биодренажными канавами, с дождевыми садами, чтобы поглощать стоки не только средствами тяжелой бетонной инфраструктуры, то есть коллекторами, а делать sponge city – более "губчатый" город, который будет поглощать большую долю осадков за счет специально организованных зеленых пространств", – рассказал Муратов.

Отчасти эта история не удалась, потому что пока еще не расширена база строительных норм и правил, которые включают вот такие решения, объяснил эксперт.

Конструктивное неравнодушие

Вопросы благоустройства порождают максимальные эмоции со стороны горожан. Разумеется, Муратову и его коллегам приходилось сталкиваться с конструктивной и неконструктивной критикой в процессе работ.

"Когда мы работали над "Моей улицей" я никогда – ни прежде, ни потом в своей урбанистической практике – не встречал такой неравнодушной реакции", – признался эксперт.

Она была связана во многом с большим объемом этих работ и с тем, что они, конечно, доставляли неудобства.

При этом архитектор отметил, что конструктивная критика возникает тогда, когда проект обсуждается с жителями. Именно они, по его словам, лучшие эксперты, так как знаю территорию, например, где удобнее переходить улицу и куда надо перенести переход. Поэтому диалог с жителями во всех городских проектах должен стоять на первом месте, ведь в конечном итоге все делается для людей.

"Мы понимаем, что в таких вещах критика слышна всегда сильнее, и это правильно. Впрочем, основной похвалой для нас как для урбанистов является рост пешеходного потока", – заключил эксперт.