На примере бруталистских монументов Югославии
Современные образовательные программы в сфере дизайна позволяют начинающим специалистам получить первый практический опыт и освоить необходимые инструменты. Между тем в индустрии все меньше внимания уделяется культурному, этическому и историческому аспектам в работе дизайнера, а также его социальной роли и ответственности.
Андрей Малеваник, продюсер направления «Дизайн и UX» Нетологии, уверен: чтобы не превратиться в простых ремесленников, специалистам критически важно расширять кругозор и изучать недизайнерский контент. Чтобы доказать это, он отправился в путешествие по странам бывшей Югославии и снял фильм о спомениках. Мы попросили его рассказать, чему бруталистские монументы исчезнувшей страны могут научить молодых дизайнеров.
Андрей Малеваник
Продюсер направления «Дизайн и UX» Нетологии
Дизайнер должен быть любознательным
Эта профессия подразумевает постоянный поиск «топлива» — вдохновения для работы. Поэтому я советую студентам больше времени проводить на таких сайтах, как Pinterest и Tumblr, где есть интересный визуальный контент. Именно там 6 лет назад я и наткнулся на проект бельгийского фотографа Яна Кемпенерса. На снимках изображены монументы невероятных форм и размеров, расположенные в безлюдных локациях. Первой моей мыслью было, что это 3D-графика или декорации для фильма либо игры — настолько внеземными казались сооружения.
К снимкам Кемпенерса не прилагались подписи или объяснения. А поскольку дизайн предполагает также исследовательскую работу, я задался целью узнать, что же это за объекты. Впоследствии удалось выяснить, что это споменики — памятники, расположенные на территории стран бывшей Югославии.
Памятник Космайскому отряду — один из самых известных спомеников. Расположен в Сербии неподалеку от Белграда
Один из немногих источников информации об этих монументах — книга Spomenik Monument Database Дональда Нибла. При этом Дональд — не дизайнер, а инженер, и в справочнике не рассуждает о художественной и культурной ценности спомеников. Тем не менее ему удалось проделать огромную работу и собрать координаты этих полузаброшенных монументов.
Я решил изучить споменики с точки зрения дизайна и отправился в двухнедельное путешествие по Сербии, Хорватии и Боснии. За это время я посетил 23 ключевых монумента и снял фильм, чтобы рассказать, чему эти бруталистские монументы могут научить дизайнера.
Почему современного дизайнера могут заинтересовать споменики
Это уникальный проект монументальной пропаганды
В нем сочетаются художественный, архитектурный, социальный и исторический аспекты. Это была грандиозная государственная программа, которая реализовывалась на протяжении почти трех десятилетий во второй половине XX века. В ее рамках построили почти 4 тысячи таких объектов. Целью проекта было создание идеологии, объединение народов стран Балканского полуострова. С помощью искусства и архитектуры пытались найти идентичность молодой страны, сформировать национальное самоопределение югославов.
После развала Югославии большинство памятников либо уничтожили, либо забросили. Сейчас их осталось не больше 1,5 тысячи, но и они в скором времени исчезнут. Часть из тех, которые я посетил, уже в плачевном состоянии. В ближайшие десятилетия споменики перестанут существовать, поэтому посетить их стоит как можно раньше.
Памятник Холму Свободы. Расположен на вершине горы в Хорватии
Над спомениками работали известные скульпторы и архитекторы
Правительство во главе с Иосипом Броз Тито выделяло огромные средства — не только чтобы создать вокруг спомеников культ, но и чтобы дистанцироваться от СССР со сталинским ампиром и найти собственное направление культурного развития. Поэтому для работы над спомениками привлекались профессионалы с мировым именем. В их числе Душан Джамоня, Богдан Богданович, Миодраг Живкович. У них есть чему поучиться.
К примеру, авторы добились сильного эмоционального эффекта от встречи с этими объектами. Во-первых, большинство спомеников находятся на возвышенности или в горах. Вы видите их километров за 10, очень долго к ним подъезжаете, ждете, когда сможете рассмотреть их поближе. Во-вторых, они расположены в труднодоступных, далеких от цивилизации местах: их возводили там, где происходили ключевые события и партизанские сражения Народно-освободительной войны 1941–1945 годов. Памятники окружены непроходимыми лесами и туманами. Получается невероятный контраст, когда посреди глуши перед вами возникает огромный рукотворный объект.
Мемориальный комплекс Кадиняча, расположен в Сербии, неподалеку от Белграда
У спомеников необычная форма и впечатляющие размеры
Они выполнены в инопланетной, космической форме и напоминают звездолеты. Не случайно режиссер Ридли Скотт использовал споменики в картине «Чужой: Завет», а режиссер Фрэнсис Лоуренс — в постапокалиптической ленте «Сойка-пересмешница. Часть 2».
Некоторые памятники шокируют своим масштабом. Во-первых, они очень большие — по 30–35 метров в высоту (это высота двенадцатиэтажного дома!). Во-вторых, как правило, это не просто объекты, а целые комплексы. К примеру, мемориальный парк Кадиняча состоит из трех гигантских монументов и занимает территорию в несколько гектаров.
Памятник Революции народа Мославины в Хорватии. Выполнен из бетона, металла и алюминия
В них сочетаются разные материалы
Основа спомеников из бетона, поэтому они и называются бруталистскими монументами (от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Некоторые памятники украшены металлом, хромированным алюминием, что создает интересный контрастный эффект. Он усиливается за счет того, что статуи потемнели от времени, заросли мхом, покрылись трещинами.
Подход к памятнику вдохновлен японскими вратами Тории
В спомениках цитируется мировое наследие
Здесь много отсылок к разным направлениям дизайна и даже культуре других стран. К примеру, часть комплекса монумента Революции народа Мославины вдохновлена японскими красными вратами Тории. Проходя сквозь них, человек попадает в сакральное пространство, и архитектор споменика воспроизвел этот эффект. И таких отсылок в монументах очень много.
Примечательно и то, что это объекты находятся на стыке архитектуры и скульптуры. Так, памятник Партизанскому госпиталю Босанской Краины выполнен в виде гигантского распустившегося бутона, но при этом у него есть все принципы архитектурности. Это очень сложный проект и с инженерной точки зрения: у памятника была подсветка, и к нему провели электричество, хотя он расположен в настоящей глуши, в горах. К сожалению, сейчас монумент заброшен и скоро превратится в руины.
Памятник Партизанскому госпиталю Босанской Краины. Расположен в Боснии неподалеку от города Баня-Лука
Это беспредметное абстрактное искусство
То, что сейчас делается в дизайне, во многом связано с беспредметным абстрактным искусством. Генеративные сложные композиции, трехмерные формы, статичность, модульность — все это специалисты могут использовать в своей работе. В этом смысле споменики становятся неиссякаемым источником вдохновения.
Работа с контрастом, ритмом, симметрией, использование разных материалов, принцип близости — все это базовые приемы, которые современные дизайнеры применяют в своих макетах. Изучая такие вещи даже на уровне хобби, вы обогащайтесь как профессионал.
Каменный цветок — один из самых важных монументов для бывшей Югославии. Это беспредметное абстрактное искусство — сочетание архитектуры и монументальной скульптуры
Они интересны стилистически
Споменики выполнены в стиле модернизма. Почему именно так? Дело в природных особенностях стран бывшей Югославии. Здесь частые дожди, туманы, и в такую погоду бруталисткие монументы выглядят наиболее эффектно. Вот, к примеру, барокко хорошо себя проявляет в солнечной Италии — в нем много деталей, блеска, в скандинавских странах это направление бы никогда не прижилось. А брутализм прекрасно себя чувствует в таком сером дождливом окружении.
И это не говоря о том, что в современном дизайне модернизм присутствует повсеместно — в архитектуре, интерьерном дизайне, изобразительном искусстве. Мы используем модернистские шрифты, гельветику, гротески. Это все то, что вы можете взять на вооружение для своей работы.
Памятник Революции в Козаре смотрится особенно эффектно в туманную дождливую погоду
Почему дизайнеру важно изучать недизайнерский контент
Это позволяет:
Развиваться и выходить за рамки
Современные студенты умеют делать классные проекты в рамках своей специальности, использовать технологичные инструменты. Но не все пытаются что-то исследовать за пределами курсов. Я часто слышу от рекрутеров и руководителей компаний, что дизайнерам-новичкам недостаточно освоить какой-то один крутой прием: нужно постоянно учиться новому.
Лучше понимать свою аудиторию
Те же авторы спомеников создавали не просто какой-то абстрактный объект. Они проектировали опыт человека: как он будет двигаться, взаимодействовать с монументом, какие чувства при этом испытает. Этим как раз занимается современный UX / UI.
Находить свежие идеи
Иногда для этого достаточно изучить, как появился объект, что стало его прототипом. Возьмем, к примеру, 3D — откуда оно пошло? От беспредметного абстрактного искусства, авангарда и модернизма начала XX века, а уже потом спомеников. Каким бы ни было ваше направление, постарайтесь начать его изучение с самых основ, используйте эти знания. И тогда вы будете на голову выше конкурентов. Ваши решения будут оригинальными, а это в современной индустрии ценится превыше всего.
Помнить про вопросы этики
Еще в начале 2000-х мы говорили про роль дизайнера, социальную ответственность, моральные ориентиры. Сейчас это обсуждают все реже. Хотя дизайнер — очень социальная профессия, он на многое влияет в обществе и может изменить жизнь людей к лучшему. Вот к чему мы с вами должны стремиться.
Оставаться конкурентоспособным
В этой профессии ни в коем случае нельзя останавливаться. Иначе через несколько лет вы обнаружите себя просто выброшенными из индустрии. Дизайнеру критически важно постоянно искать что-то новое, заниматься исследованиями, черпать вдохновение не в работах коллег, а извне.
Студентам я привожу аналогию с нефтью. На первом этапе переработки вы получаете ракетное топливо, на следующем — бензин. В самом конце идут целлофановые пакеты. Так вот, если смотреть только на свое направление в дизайне, вы будете бесконечно производить эти самые пакеты. Возьмем те же нейронные сети: 90% изображений пользователи копируют друг у друга. Приучайте себя искать что-то новое — и сможете создавать уникальные вещи.
Я не настаиваю на том, что студентам нужно изучать именно споменики. Я лишь призываю начинающих дизайнеров быть более любознательными, любопытными и постоянно развивать свой кругозор. Именно это позволит вам стать востребованными специалистами и добиться карьерных успехов.