Не просто модное слово. Как инклюзивность делает города удобными для всех
Сегодня слово «инклюзивный» встречается все чаще в самых разных областях жизни: инклюзивным бывает дизайн, школа, коллектив на работе… А еще — города. Вообще, под инклюзивностью понимают создание равных условий для каждого человека. Пол, возраст, социальный статус, национальность и культурная принадлежность — ничто из этого не имеет никакого значения, инклюзивность призвана обеспечить одинаковые права и возможности для всех, без исключений и дискриминации. Но какой смысл кроется в этом слове, когда мы говорим об инклюзивности в градостроительстве? Мы узнали об этом у Елены Устиновой, директора по маркетингу, развитию и продажам «Доброград Девелопмент».
Цель инклюзивного подхода при проектировании городов и городской инфраструктуры — обеспечить одинаковый доступ к объектам урбанистической среды для каждого человека: это и комфортный и развитый общественный транспорт, и продуманные общественные пространства, и элементы инфраструктуры с удобным доступом. Ровные тротуары, пандусы, лифты и туалетные комнаты для людей с особенностями здоровья — это то, что чаще всего подразумевают под инклюзивностью в контексте общественных пространств.
Это все, конечно, правда, но на деле термин намного шире. Например, представьте, что вы велосипедист — а в общественном транспорте вашего города нет стоек для велосипеда. Поэтому вместо того, чтобы с комфортом прокатиться по парку вдали от дома, вы вынуждены ездить по школьному полю возле вашей квартиры, ведь возможности уехать далеко на автобусе с велосипедом у вас нет.
А может быть, вы женщина в красивом вечернем платье на тонких шпильках, которая то и дело неуклюже спотыкается на тротуаре, потому что плитку на нем меняли 15 лет назад и в щелях постоянно застревает каблук. Оба этих примера вполне себе про инклюзивность. Кем бы вы ни были, у вас должны быть все условия для комфортной городской жизни, ведь развитие урбанистической среды способствует развитию всего общества.
Обеспечение мобильности
Это один из ключевых принципов городской инклюзивности: и здесь речь идет опять же не только о людях с особенностями здоровья — пандусы в городе существуют не только для них. Маломобильным может оказаться каждый из нас: когда мы приезжаем с мешком картошки с дачи или пытаемся затолкать тяжелый электросамокат по лестнице. Все это ограничивает нашу мобильность, и комфорт жизни напрямую зависит от того, есть ли дома, например, пандус, чтобы удобно закатить самокат.
До недавнего времени задумываться о мобильности в рамках отечественной урбанистической идеи было как-то не принято. В советских городах, например, для маломобильных граждан не создавали нужную инфраструктуру, а поступали более «элегантно» (нет) — переселяли их в мелкие населенные пункты и специальные центры. После Великой Отечественной войны людей с травмами, которые не способны легко самостоятельно передвигаться, были миллионы, но города под их нужды не меняли. Сегодня ситуация иная — и современная урбанистика стремится учесть интересы всех без исключения.
Вообще, из советских времен тянется целая вереница урбанистических проблем, связанных с мобильностью. Например, из-за того, что о пандусах раньше не задумывались, а сейчас начали, приходится наспех придумывать какое-то решение. В результате половина пандусов в стране представляет собой два хлипко сваренных стальных профиля, а про то, что к пандусу вообще-то нужно еще добавить перила, вообще вспоминают редко. А если бы о мобильности подумали на этапе проектирования, на каждой лестнице был бы предусмотрен качественный каменный пологий спуск для велосипеда/коляски/инвалидного кресла.
Еще один пример, появившийся как следствие стремления россиян оградить себя от посторонних глаз и якобы обезопаситься от преступности, — большие, толстые, массивные, тяжелые двери. От преступности они особо не спасают — зато наверняка каждый из читателей хоть раз помогал бабушке открыть дверь в подъезд, потому что человеку старше 60 лет сделать это в одиночку невозможно.
Отдельно стоит упомянуть малоэтажную застройку — даже сейчас в большинстве случаев трех- или четырехэтажные дома строятся без лифтов. Как будто у жителей таких домов никогда не будет детей или велосипедов. Когда, например, молодые супруги покупают квартиру на верхнем этаже, то вряд ли задумываются о том, что в какой-то момент могут оказаться маломобильными. И в низкоэтажной застройке хочется жить комфортно и не задумываться о том, как ты поднимешь велосипед домой, — именно поэтому в городах, которые построены в соответствии с актуальными урбанистическими принципами (Доброград среди них) даже в малоэтажных домах обязательно запроектированы лифты.
Идея города 15 минут
Еще одна концепция, которая способствует созданию инклюзивных пространств, — это так называемая идея 15-минутного города. Это сравнительно новый подход, который сводится к тому, что у жителя города должна быть возможность добраться до любого объекта городской инфраструктуры (магазин, школа, кинотеатр, поликлиника) за 15 минут пешком или на велосипеде/самокате. Это не просто удобно (хотя и это тоже) — такой подход позволяет принципиально по-другому проектировать города. Например, там не нужны широкие шоссе, а дворы не заставлены машинами — зачем тебе машина, если дойти пешком проще, а может, еще и быстрее.
А когда вместо асфальтовых автомобильных дорог в городе выложены тротуары, на этих тротуарах моментально появляются кафе и веранды — люди охотнее объединяются в сообщества, знакомятся и заводят дружбу. Все это делает общество менее атомизированным, более здоровым и, как следствие, инклюзивным.
Таким образом, вопрос городской инклюзивности — это не вопрос заботы «о ком-то», это вопрос заботы о самих себе. Чтобы дети могли комфортно и безопасно играть, чтобы пожилым родителям было удобно добраться из точки А в точку Б — все это и пытается решить концепция инклюзивности. Пока она остается атрибутом только пары-тройки российских мегаполисов и современных новых небольших городов вроде Доброграда — но преимущества инклюзивного подхода очевидны, и хочется верить, что его скоро будут использовать в городах по всей стране.
Новостройка для хоумлендера. Студенты мегаполисов хотят жить в бизнес-классе
Карта Москвы для инвестора. Столичные районы, в которых покупать квартиры выгоднее всего
Комплексные проекты развития ИЖС: появится ли «одноэтажная Россия»?
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости