Участие в нацпроекте помогло уральской типографии повысить производительность

Полиграфические предприятия страны серьезно пострадали от санкций: всю весну и лето 2022 года возникали перебои с бумагой, красками, запчастями для оборудования. Но уже к осени участники рынка нашли альтернативную компонентную базу в Азии и на внутреннем рынке, а отечественная целлюлозно-бумажная промышленность нарастила выпуск необходимых расходных материалов. Кроме того, задействовать резервы, которые не использовались раньше, и минимизировать издержки полиграфистам помог нацпроект "Производительность труда". Как именно, рассказали руководитель проектов Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) Иван Макаров и сотрудники офсетной типографии "Фабрика цвета" - финансовый директор Анастасия Куршева и руководитель отдела продаж Ольга Трефилова.

Участие в нацпроекте помогло уральской типографии повысить производительность
© Российская Газета

Вступление вашего предприятия в нацпроект было плановым или к этому подтолкнула ситуация 2022 года?

Анастасия Куршева: О существовании такой формы поддержки бизнеса мы узнали гораздо раньше, она показалась интересной: поскольку на рынке полиграфии очень высокая конкуренция, развиваться может только тот, кто постоянно минимизирует расходы, повышает качество и выработку.

Насколько важно качество расходников в полиграфии?

Ольга Трефилова: Один из наших ключевых заказчиков - фармпромышленность, а она очень требовательна к материалам и краскам. Производителям важно, чтобы их препарат выделялся в ряду однотипных. Кроме того, на упаковке должно быть конгревное тиснение штрифтом Брайля. Вообще, мы умеем делать любую постпечатную обработку: сплошную или выборочную заливку, тиснение фольгой и т. п.

Нацпроект способствовал раскрытию потенциала коллег с новой, порой неожиданной стороны

Тем не менее для пилотного потока взяли "пачку без ультрафиолета", то есть без эффекта ламинирования.

Ольга Трефилова: На сегодня это одна из самых востребованных номенклатур, обеспечивающая 37 процентов выручки. Кроме того, она тянет за собой целое семейство однотипной продукции - пачки для таблеток. При оригинальном дизайн-макете можно получить качественную упаковку даже без дополнительной обработки. Поскольку фармрынок динамично развивается, а у нас накоплен большой опыт взаимодействия с этим сектором, мы хотим нарастить свою долю.

У "Фабрики цвета" довольно скромные целевые показатели пилотного потока: снизить время протекания процессов на 12 процентов, запасы незавершенки - на 15, а выработку на столько же поднять. Почему?

Иван Макаров: Когда мы зашли на это предприятие, сразу увидели, что там уже существует своя производственная система, но она находится в "зачаточной" форме и функционирует со сбоями. Поняли на этапе реализации проекта "Диагностика", что ее необходимо доработать, внести кардинальные изменения, а в дальнейшем заниматься совершенствованием. Увеличение производительности на 15 процентов в пилотном потоке даст стабильный прирост по целой группе товаров и окажет положительное влияние на сопутствующую продукцию этого же потока.

Какие проблемы обнаружили эксперты РЦК и какой инструмент принес быстрый эффект?

Иван Макаров: За первый месяц диагностики выявили 132 проблемы, из них команда взяла в работу 58 наиболее острых, которые можно устранить на разных фазах реализации программы "Производительность труда". Остальные будут решены при оптимизации других потоков и проектов.

Анастасия Куршева: Мелочей столько, что все не перечислить. Например, выяснилось, что картонажники за смену проходят большие расстояния. Поменяли расположение складов, место хранения материалов - маршрут сократился более чем на километр. А мгновенный результат мы получили от внедрения адресного хранения по системе 5С. Одно из вспомогательных помещений было доверху забито неликвидными гофроящиками. Мы его разобрали: все, что не понадобится, выставили на продажу, остальное аккуратно разложили и подписали. Высвободили много места, сейчас туда перемещаем материалы с арендуемого склада - существенная экономия.

Иван Макаров: Несмотря на то что в проект не вошли складские помещения, команда взяла на себя дополнительные обязанности и смогла поработать с ними. Но, наверное, это единственный пример захламления на этом предприятии. В пилотном потоке, на производстве сразу же бросается в глаза чистота, которую поддерживают сотрудники предприятия в силу ранее созданных условий, но и там есть отдельные моменты, с которыми необходимо поработать команде.

Чистота - это требование технологии?

Ольга Трефилова: Да, ведь один из основных видов брака в полиграфии - так называемые "марашки": когда пылинки, остатки бумаги или ворсинки попадают на печатные валы, потом на готовом изделии остаются непропечатанные точки. Поэтому пыль и сор в цехе просто недопустимы.

Анастасия Куршева: Мы постоянно проходим аудиты фармкомпаний. Хотя наши сотрудники и не носят бахилы и шапочки, но контроль очень жесткий. Кроме того, мы сертифицированы по системе ИСО и выполняем все регламенты.

Обычно участники нацпроекта делятся секретами из разряда "очевидное невероятное". Какие, казалось бы, элементарные приспособления упростили труд?

Иван Макаров: Еще на этапе диагностики мы провели четыре эксперимента, один из них - на участке ручных операций. Раньше паллету полуфабриката от облоя (обреза по краям) очищали кто как хочет. Мы выбрали машинку, приобрели ее и пересмотрели порядок выполняемых операций операторами участка, а также определили место под пачки, чтобы рабочий совершал минимум касаний, а сам процесс был безопасен. Четко прописали последовательность операций и создали стандарт. В результате обработка полуфабриката и освобождение паллеты происходит вдвое быстрее.

Другой пример: оператор на склейке стоял 8 часов, постоянно поворачивая корпус вправо-влево и совершал дополнительные операции, которые требовали постоянного ускорения. Когда идет огромный тираж, от этого быстро устаешь. Но ведь можно то же самое делать в других условиях - сидя и без лишних движений. Сейчас компания закупает для этого высокие стулья и создает возможность на оборудовании ставить отметки, по которым происходит ориентировка оператора, и лишних движений не происходит.

Еще один простой секрет: рабочее место эффективно, если, вытянув руку, человек может найти нужный инструмент, потратив на это минимальное количество времени. Визуализация с помощью специальных табличек и способа размещения оснастки и инструмента ("теней") позволяет быстро понять, на месте ли предмет, исправен ли.

Кто больше оказался готов к изменениям - старшее поколение или молодежь?

Иван Макаров: Один в поле не воин - это не о "Фабрике цвета". Там работают уникальные люди, многостаночники. Они выполняют операции на нескольких видах оборудования и еще обслуживают его. У многих стаж на предприятии 10-20 лет. Когда мы проводили эксперимент на облое, сотрудники других участков подходили и спрашивали: "Может, и нам что-то посоветуете?" То есть они заинтересованы в переменах. Это радует.

А еще радует отношение топ-менеджмента к персоналу: там стремятся создать комфортную среду, заботятся о здоровье людей и развивают корпоративную культуру, командный дух.

Это традиция компании или новшество, привнесенное участием в нацпроекте?

Анастасия Куршева: На рынке мало высококвалифицированных кадров, а чтобы стать хорошим печатником, требуются годы. Поэтому мы стараемся сохранять коллектив, поддерживаем корпоративную культуру, оформляем ДМС, проводим общие выездные мероприятия, праздники. Люди у нас начинают с линейных должностей и потом двигаются по горизонтали или по вертикали. После того как мы прошли обучение по нацпроекту, в частности курс "Композиция цели", составили свое дерево целей, KPI руководителей отделов привязали к общим показателям предприятия - в таком разрезе мотивацию прежде не рассматривали. Кроме того, вступило в действие положение по улучшениям: за рацпредложение выплачивается премия после внедрения.

Иван Макаров: Еще в типографии проводятся разные конкурсы, например "Подари идею": топ-менеджер может сформулировать идею и подарить любому сотруднику. А тот - воспользоваться ею и заработать на этом.

Анастасия Куршева: Нацпроект помог раскрыть потенциал коллег с новой, порой неожиданной стороны: мы же думали, что знали о них все. В частности, начальник отдела препресса сам написал софт, заменивший бумажный табель техобслуживания оборудования. Оказалось, программирование - его хобби.

Менеджеры посетили две фабрики процессов, производственную и офисную, стажировались на предприятии первой волны нацпроекта. Что это дало?

Анастасия Куршева: Отличный опыт. Во-первых, ты понимаешь: может не получиться в первый раз, второй, но на третий, если правильно распределить роли и задачи, достигнешь результата. Именно после фабрик у нас родилась мысль создать новый отдел, который займется развитием производства. Стажировка тоже оказалась полезной. Когда читаешь теорию, методические рекомендации, не хватает наглядности. А увидишь своими глазами - уже не так страшно.

Итоги пилотного потока подведут в декабре. Что дальше?

Иван Макаров: Нельзя что-то улучшить раз и навсегда. Нацпроект "Производительность труда" - не просто про систему бережливого производства, он про систему непрерывных улучшений, про достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. Мы составили план оптимизации для "Фабрики цвета" на следующие 2,5 года.

Анастасия Куршева: Кроме того, у нас подготовлены два внутренних тренера, скоро им предстоит сертификация. Их задача - поддерживать непрерывный процесс обучения в компании, в том числе после ухода РЦК.

Справка

В Свердловской области к нацпроекту присоединились уже 204 предприятия. Их выработка в среднем увеличилась в 1,5 раза. Заявку на участие представители обрабатывающих производств, АПК, транспорта, строительства, торговли могут подать на сайте www.производительность.рф. Они должны иметь выручку выше 400 миллионов рублей в год и не более 50 процентов иностранного капитала. Помимо адресной поддержки и льготных займов участники могут рассчитывать на бесплатное обучение персонала и подбор отечественного ПО.