Возведено на «Яме»: как главный ТЦ Петербурга построили на месте исторического квартала и огромного котлована
Когда построили «Галерею» «Галерея» находится почти на пересечении двух главных проспектов Северной столицы – Невского и Лиговского. Здание построено в современном стиле, однако фасад содержит множество элементов, характерных для неоклассицизма: колонны, скульптуры и прочее. Возможно, именно они вводят в заблуждение некоторых пользователей соцсетей, которые в комментариях признаются в том, что считали «Галерею» историческим зданием. Однако строить ее начали лишь в 2008 году, а ввели в эксплуатацию – в ноябре 2010-го. Собственно, «удивленные» реплики и появляются под снимками, на которых показано, как выглядело начало Лиговского проспекта без знаменитого ТЦ. А был там огромный котлован, заполненный водой. Петербуржцы же ласково называли его «Ямой». Жилые дома, ДК, котлован: что было на месте «Галереи» до стройки ТЦ Котлован появился в центре Северной столицы не просто так. Его вырыли для строительства терминала для ВСМ – высокоскоростной магистрали, которая соединит Петербург и Москву. В 1991 году указ о создании проекта подписал президент РФ Борис Ельцин. По планам терминал должен был принимать скоростные поезда. Рядом также намеревались возвести вокзал. Под строительство был снесен целый квартал исторических домов. Основную его часть составляли доходные дома XIX века. До революции 1917 года они были в собственности у городской интеллигенции. В советское время их передали в жилой фонд. Первоначально по проекту сносить квартал не планировали. Но после начала строительных работ в старинных домах пошли трещины. Их довольно быстро признали аварийными и полностью снесли в 1996 году. «До ямы там были жилые дома, клуб железнодорожников, библиотека, детский сад, стоянка туристических автобусов, стоянка такси, гаражи, сортировочный пункт почты и ларек с квасом», – вспоминает петербуржец Михаил Федоров. По воспоминаниям горожанина Александра Быкова, маленький жилой квартал был весь в деревьях. «По центру двора был детский садик в старом низком здании, была баскетбольная площадка со скамейками – мы ходили туда играть в футбол, ворота сами ставили», – говорит Быков. Он добавляет, что выход на Лиговский проспект был огорожен кустарником. «Красивое место было – жаль. А напротив места, где сейчас «Галерея», тоже был садик – и красивые здания. У меня там жил одноклассник, а рядом с его домом был завод медных оркестровых инструментов. Мы лазали там по крышам», – рассказывает горожанин. Особую историческую ценность представляло ближайшее к Московскому вокзалу здание – Дом культуры железнодорожников. Это было двухэтажное здание в классическом стиле. Его построили в начале XIX века как дом призрения для малолетних бедных. При ДК работала домовая церковь. Между зданиями внутри квартала были небольшой сквер и зеленые дворы. В итоге под снос пошла вся внутриквартальная застройка вместе с автомобильной стоянкой. Архитектурный критик Мария Элькина замечает, что главная ценность снесенных домов – выражение традиционной для Петербурга городской среды. По ее словам, тот квартал содержал в себе признаки быта горожан прошлых эпох. Историк архитектуры Михаил Мильчик рассказывает, что дома отображали характер застройки Лиговского проспекта и «тогда еще Знаменской площади». «Во время обсуждения проекта я предлагал включить эти здания в проект терминала ВСМ. Но его отклонили, сославшись на удобство и легкость нового строительства. Правда, говорили, что фасады домов можно будет восстановить потом. Но этого не сделали», – отмечает Мильчик. Сохранить удалось исторически значимый дом Перцова – следующий за «Галереей». При этом во время строительства ТЦ на нем также появлялись трещины. Некоторые сохранились на фасаде до сих пор. Как на месте котлована появилась «Галерея» ВСМ в конце девяностых и начале нулевых не смогли построить из-за недостатка финансирования и воровства. В 2002 году Счетная палата провела проверку, которая выявила многократные нарушения в финансовой отчетности РАО «Высокоскоростные магистрали». Ущерб бюджету составил десятки миллионов долларов. Генеральная прокуратура тогда возбудила уголовное дело. После РАО ВСМ упразднили, а котлован перешел в собственность государства. «Яма» исчезла с карты Петербурга только в 2008 году. Земля с котлованом на протяжении нескольких лет меняла собственников. Теперь судьба участка была решена – строительство «Галереи» согласовали. Стоимость проекта составила около 500 млн долларов. Открытие ТЦ состоялось в ноябре 2010 года. Комплекс включал в себя 300 магазинов, многие из которых принадлежали известным мировым брендам. Также в здании работало: 10 кинозалов; боулинг; развлекательная зона; фудкорт. Для гостей оборудовали подземную парковку вместимостью 1200 автомобилей. В 2012 году фонд Meridian Capital из Казахстана, владевший ТЦ «Галерея», продал комплекс инвестфонду Morgan Stanley за $1,1 млрд. Особенности архитектурного стиля «Галереи» Перед началом строительства многие архитектурные проекты нового ТЦ отклонялись по причине слишком смелой архитектуры – например, сплошного остекления. В итоге выбор сделали в пользу псевдоклассического стиля. Он стал предметом для споров среди местных жителей и в архитектурном сообществе. Для Лиговского проспекта нехарактерны столь массивные по объему здания, объясняет Михаил Мильчик. Поэтому ТЦ вырывается из общего принципа местной застройки. Чтобы этого избежать, подчеркивает эксперт, «можно было расчленить фасады здания». «Художественная ценность «Галереи» невысока. Это довольно вульгарное здание в стиле 70-х и 80-х годов, которое не создает вокруг себя городской среды», – считает Мария Элькина. Этот объект подключается к городской инфраструктуре, втягивает в себя максимум активности внутрь и воздает минимум городской активности вокруг, уточняет архитектурный критик. В этом, замечает Элькина, главный недостаток этого ТЦ, но его можно исправить. «Можно переконструировать, переформатировать здание так, чтобы оно полноценно взаимодействовало с городом», – говорит Мария Элькина. Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин