Вятские «Том Сойеры» рассказали, как проходила реставрация Вятского кремля

На восстановление исторического объекта потребовалось 4 сезона.

Вятские «Том Сойеры» рассказали, как проходила реставрация Вятского кремля
© Первоисточник

В Кирове завершилась реставрация фрагмента стены архиерейского подворья Вятки, или как его чаще всего называют - Вятского кремля. Восстановлением занималась команда волонтеров «Том Сойер Фест». Работать над сохранением культурного наследия они начали еще в 2020 году.

Меня с ней познакомил журналист ГТРК «Вятка» Алексей Фоминых. В 2019 году он предложил мне, как историку, рассказать про последний фрагмент Вятского кремля. Съемки проходили как раз у фрагмента этой стены. Тогда в нее вросли огромные деревья, кирпичи сыпались буквально на голову, площадки перед ней не было - здесь были плотные заросли американского клена и никакой монастырь с этого места тогда не просматривался. Все вокруг было завалено мусором, - вспоминает координатор движения «Том Сойер Фест», профессор Вятского государственного университета, доктор исторических наук Елена Кустова.

Вятский кремль имел свои оборонительные сооружения, но потом, как известно, сгорел. В XIX веке была построена стена с башенками, имитирующая кремль. В советское время стена была разрушена и остался лишь последний фрагмент между домами 26 и 28 на Динамовском проезде.

По словам профессора, состояние сохранившегося до наших дней Вятского кремля было очень плачевным, поэтому волонтеры «Том Сойер Феста» решили объект законсервировать. Но чтобы до него добраться, нужно было расчистить территорию от деревьев. На это им потребовалось два летних сезона.

Прежде, чем начать, мы спрашивали разрешения на работы в Управлении по охране объектов культурного наследия, поскольку стена примыкает к дому - памятнику культуры, - рассказала Елена Кустова.

После расчистки территории от зарослей волонтеры, взвесив все «за» и «против», решили восстановить арку Вятского кремля.

Для работ нам нужно было найти около 2000 старых большеразмерных кирпичей. Мы собирали их на протяжении трех лет при разборе старинных домов, очищали и мыли их. Потом долго искали каменщика-реставратора высокого уровня, который мог не просто заниматься кладкой, а вырезать архитектурные детали из кирпичей. Я, как историк, искала старые фотографии, изучала сохранившиеся архитектурные элементы, чтобы сделать стену максимально близкой к первоначальному виду, - вспоминает доктор исторических наук.

К слову, фотографии удалось найти. Без них проект не удалось бы реализовать. Свод люнета и архитектурные детали волонтеры постарались «скопировать» с фотографии. Единственное, если бы они решились восстанавливать фрагмент стены, как в XIX веке, пришлось бы полностью ее заложить: ограда в этом месте в то время была сплошной.

С одной стороны неровность сохранили, а с другой, где пришлось восстанавливать кладку, мы специально ломали кирпич, так проем выглядит более исторически достоверно, - объяснила Елена Кустова.

Кирпичи для восстановления арки волонтеры собирали при реконструкции домов. Среди них встречались с отпечатком руки человека и лапой кошечки. В кладке можно увидеть и кирпичи со счетными знаками, и с датой 1835, которые волонтеры принесли, например, с дома на улице Свободы.

Для восстановления нужен был не только кирпич, но и другие материалы. С их поставкой помогали друзья, партнеры и неравнодушные жители Кирова.

4 сезона, с августа 2020 по сентябрь 2023, волонтеры «хлопотали» над Архиерейским подворьем. И 24 сентября прошло его официальное открытие.

У «Том Сойер Фест» есть небольшая традиция - на каждый отремонтированный объект они вешают информационную табличку.

Мы разработали её проект, а один из наших друзей-партнеров оплатил её изготовление, - рассказала Елена Кустова.

На этом история реставрационных работ этого места не заканчивается. Сейчас здесь планируется проложить экскурсионный маршрут по склону. А глава администрации Кирова Вячеслав Симаков заверил волонтеров, что город готов заниматься благоустройством этого места.

Вот так, благодаря труду вятских «Том Сойеров» в Кирове сохранился еще один исторический объект, который, еще во время восстановительных работ, стал местом притяжения художников, фотографов и кировчан.