В Эрмитаже открылась выставка о превращении императорской резиденции в музей

Государственный Эрмитаж открыл выставку об одной из самых интересных страниц своей истории - реконструкции Зимнего дворца под музей в 1920-1950-х годах. Руководил этой работой архитектор Александр Сивков: именно он сделал Эрмитаж таким, каким сегодня его знают миллионы людей во всем мире.

В Эрмитаже открылась выставка о превращении императорской резиденции в музей
© Российская Газета

Две трети из 300 экспонатов представлены впервые. В основном это архивные документы, фотографии в формате "было - стало", чертежи, рисунки. Но есть и уникальные предметы - например, высокая дверь из Дубового кабинета Николая II, который был полностью переделан. Или фрагменты изящных каминов. А ванну фрейлины XIX века, в которой разводили строительный раствор, можно считать символом масштабных преобразований Зимнего.

Зимний дворец передали Государственному Эрмитажу 17 января 1923 года

Переделать дворец в музей - дело непростое, отмечает ведущий научный сотрудник архитектурной службы Государственного Эрмитажа Светлана Янченко. Ведь изначально это были жилые и подсобные помещения. "Ремонт века" начали в 1926 году. "Сначала принялись все разбирать. Когда старожилы, которые оставались в Зимнем дворце, увидели такую разруху, они пришли в ужас. Но Александр Сивков делал все очень грамотно. Он работал в архивах, изучал натуру, лично все промерял, знал каждый кирпичик дворца. Архитектор сохранил самое главное - парадные залы - и многое другое", - рассказывает Светлана Янченко. Среди прочего, Александр Сивков реконструировал отопительную систему Зимнего. До 1933 года дворец отапливался печами, установленными в подвалах. К 1940 году реконструкцию завершили, но после войны из-за разрушений пришлось все восстанавливать заново. В итоге Эрмитаж получил 257 новых залов, а его площадь увеличилась почти в пять раз. Жилые комнаты и служебные помещения превратились в единое музейное пространство. Так, темный кухонный коридор стал светлой галереей Растрелли. А на месте фрейлинских комнат, напоминавших гостиничные номера, появились 17 больших залов для полотен художников.