Архитекторы и нейросети, часть II: & или vs — реалистичное сегодня и наиболее вероятное завтра

Начатый в прошлый раз разговор о взаимоотношениях, складывающихся между архитекторами и нейросетями и ИИ, правильнее всего продолжить словами главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В своем недавнем интервью РБК он заявил, что не видит вариантов замещения искусственным интеллектом не только архитектора, но и других профессий. «Казалось бы, нет ничего проще, чем заменить юриста или адвоката, — нужно просто знать законы. Однако значительная часть их компетенций находится в области психологии, понимания природы людей и эмпатии. В архитектуре это тоже очень важно. ИИ — это просто новый инструмент, технология. Никто же всерьез не думает, что электричество может заменить электрика, а плита — повара. Так же и профессия архитектора не исчезла с появлением специальных программ проектирования», — считает Сергей Кузнецов.

Архитекторы и нейросети, часть II: & или vs — реалистичное сегодня и наиболее вероятное завтра
© BFM.RU

Не все его коллеги-архитекторы в разговоре с BFM.ru были столь уверены в своем профессиональном превосходстве над нейросетями и ИИ. Точнее, в нынешнем — да: пока новые технологии воспринимаются не более чем удобные помощники, избавляющие человека от рутинной работы и позволяющие его творческому гению раскрыться во всей полноте. Но нельзя исключать, что в будущем (а оно, как известно, имеет обыкновение наступать раньше запланированного) люди и технологии станут прямыми конкурентами, сама нейросеть в этом, кстати, даже не сомневается. Читайте…

Юлий Борисов, руководитель UNK

«Нейросети сегодня могут значительно сократить время на проектирование, особенно в случае работы со сложными масштабными проектами, такими как у UNK. Нет, ИИ не заменит нам проектировщика в обозримом будущем при всех его возможностях. Но с помощью него уже сегодня мы можем быстро проработать различные варианты массинга, конструкций фасадов, исследовать климатические особенности территории, работать над концепцией. Мы следим за появлением новых инструментов и тестируем их на жизнеспособность. ИИ требует обучения человеком. Также и архитектор должен научиться использовать его правильно: задавать точные параметры, корректировать и объективно оценивать результат. И главное, пожалуй, это то, что нейросети не способны создать что-то новое. Мы не можем говорить об авторской архитектуре в этом случае, на такое способен только человек. Над крупными проектами работает большая профессиональная команда, и заменить ее пока что некому».

***

Андрей Михайлов, управляющий партнер архитектурного бюро «Крупный план»

«Мы в бюро начали использовать нейросети как в архитектурном направлении, так и частично для инженерных задач. Это новый инструмент, которым нужно учиться пользоваться и который, безусловно, скоро плотно войдет в нашу профессиональную деятельность, но полностью заменить человека в вопросах проектирования, создания новых, особенно уникальных архитектурных объектов пока не сможет. Нейросети сильны в анализе большого количества данных, способны искать зависимости, которые не могут быть найдены человеком, но специалист пока остается тем звеном, без которого не может быть и начат, и завершен процесс. Уже сейчас нейросети могут значительно ускорить процесс генерации фасадов по смоделированным объемам, увеличить число вариантов, которые могут быть проанализированы. Мы в бюро пытаемся решить задачи с поиском оптимальных объемно-пространственных решений, исходя из имеющихся градостроительных ограничений, генерировать большое количество 3D-объемов по заданным параметрам. Пока результат, который получается, требует доработки и часто вообще не соответствует тому, что хотел бы увидеть архитектор, но все равно это существенно расширяет наши горизонты. Если говорить о будущем, то, думаю, роль нейросетей будет в том, что они позволят генерировать большое количество вариантов по заданным параметрам, но окончательный выбор будет оставаться за человеком. Говорить о полностью готовом продукте, архитектурном, инженерном проекте, созданном с помощью искусственного интеллекта, вероятно, пока рано. Нейросети — это хороший инструмент анализа большого объема данных, и им нужно учиться пользоваться, чтобы создавать красивые, конкурентные, удобные, эффективные здания. Думаю, качество архитектурных решений от применения дополнительных инструментов будет только расти, ведь ИИ может генерировать только то, что уже было ранее, а человек может постепенно расширять границы возможного, рождая совершенно новые идеи».

***

Елена Трубина, руководитель проектов консалтингового бюро Atlas

«Сейчас нейросети однозначно помощники, ведь, если грамотно ими пользоваться, можно освободить много времени на креатив и решение интересных задач. Не могу сказать, что в будущем они станут конкурентами: во-первых, на данном этапе нейросети только на начальном этапе развития, и выданные результаты не всегда могут воплотиться в жизнь, есть так называемые киноляпы. Но технологии позволяют оптимизировать расход времени на выполнение рутинных задач, улучшить точность анализа. Во-вторых, даже при автоматизации определенных задач и упразднении ручной деятельности появляются новые возможности и профессии будущего — нужны люди, которые будут управлять этой моделью, обучать, проверять результаты, строить новые модели. Как цифровое искусство, NFT-арт, параметрический дизайн и прочее, нейросети вызывают ажиотаж и интерес как новое проявление реализации творчества. Вспомним компьютерные программы против ручной графики, автоматизированные производства против ручной работы, 3D-принтер против ручной сборки — все это признаки прогресса, вызывающие экзистенциальные споры, но, на мой взгляд, практически у любого вида деятельности в креативных индустриях есть свое место и целевая аудитория».

***

Виталий Загребельный, ведущий архитектор компании «Вектор проект»

«Сейчас использование ИИ архитекторами ограничено в основном решением творческих задач. Чаще всего нейросети используются как дополнительное средство поиска образных решений или генерации вариантов, реже — для анализа данных, на основе которых в последующем строится разработка проекта. Но возможности использования ИИ кажутся поистине безграничными. На примере того, как происходило внедрение BIM-технологий в процесс архитектурного проектирования, можно спрогнозировать процесс интеграции ИИ. Хотя, скорее всего, процесс будет более стремительным и масштабным. Для запуска процесса полноценного внедрения ИИ в сферу архитектурного проектирования (и в целом в строительную сферу) необходимо четкое осознание всеми участниками процесса реальной выгоды, которую это дает. С точки зрения проектировщика, это может быть увеличение скорости разработки проекта, повышение качества проектной документации, делегирование ИИ рутинных задач. Для заказчика это оптимизация решений, позволяющая уменьшить расходы или повысить скорость строительства. Если в процессе решения этих задач использование ИИ приведет к появлению новой эстетики архитектурных решений, это может стать настоящей революцией в архитектуре и в целом в строительстве. Однако на пути полноценного использования нейросетей в сфере архитектурного проектирования (и иных творческих областях) существует ряд ограничений, основным из которых является авторское право и интеллектуальная собственность. Дело в том, что нейросети обучаются на готовых примерах (то есть на чужой интеллектуальной собственности). Каков процент «плагиата» в каждом решении, сгенерированном ИИ, и возможно ли его регулировать — это один из многих вопросов, в которых только предстоит разобраться. Началом полноценной и бесшовной интеграции нейросетей в процесс проектирования могло бы стать включение ИИ в состав программных и расчетных комплексов. Таким образом, специалист, работающий в привычной для себя программной среде, приобретает дополнительный мощный инструмент, который станет помощником в принятии оптимальных решений. На сегодняшний день искусственный интеллект не способен полноценно взять на себя все обязанности, а главное — ответственность за проектные решения, которые лежат на архитекторе. Но стать полноценным помощником в сфере анализа и оптимизации проектных решений, поиска архитектурных образов ИИ способен уже сейчас».

***

Виталий Волохин, главный архитектор компании «Главстрой регионы»

«В свое время в проектировании и архитектуре, в частности, большие ставки делались на BIM и информационное моделирование, которое должно было если не делать часть работы за архитектора, то, по крайней мере, ее существенно ускорить. Спустя десятилетие работы у архитектора благодаря BIM только прибавилось. Аналогичная ситуация происходит сейчас с нейросетями. Видя первые успехи искусственного интеллекта, многие прогнозируют будущее, в котором исчезнут целые профессии. Но когда ажиотаж проходит, становится очевидно, что это еще один инструмент в руках специалиста. В архитектуре уже сейчас активно применяется генеративный дизайн, параметрическое проектирование и другие инструменты алгоритмического творчества. Благодаря этому происходит естественная эволюция профессии архитектора. Для нее требуются новые компетенции и навыки, такие как программирование, системный анализ, работа с базами данных и прочие. Применяя нейросети, архитектор избавляется от рутинной, низкоинтеллектуальной работы с простой, однозначной логикой, которая отнимает много времени при минимальных умственных затратах. Благодаря такому перераспределению высвобождается время для решения задач, требующих интеллекта более высокого уровня. В новых условиях за архитектором остается самое важное — принятие решений, определение того, что действительно имеет ценность и гарантирует ожидаемый результат».

***

Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis

«Искусственный интеллект способен провести анализ, найти и пересобрать терабайты разрозненной информации, выполнить математические задачи, составить выводы, но лишь на фундаменте уже существующих данных и в рамках заданных алгоритмов. В отличие от человека, он не может генерировать оригинальные идеи и настоящий креатив. Нейросеть можно назвать гениальным помощником, но не разумом-гением. С каждым годом, месяцем и даже днем мы узнаем о принципах машинного обучения и генеративном дизайне все больше. Со временем приходит понимание, что судьба отношений между ИИ и человеком — это не соперничество, но тесный симбиоз. Способна ли сегодня нейросеть сама создавать настоящую жизнеспособную архитектуру? Конечно же, нет! А вот взять на себя рутинные и сложные задачи, которые человек решал в десятки раз медленнее, — да. Творческая искра и талант, соединенные с мощной и вариативной аналитикой ИИ, позволят уже в ближайшее время на порядок ускорить и упростить процессы проектирования. Основная особенность любой нейросети — моментальная обработка, компилирование, составление единого из разрозненных элементов, оптимизация, поиск ошибок и неочевидных решений. Использование их в таком ключе позволяет оптимизировать временной и кадровый ресурс, улучшать коммуникации между разными участниками проекта, сделать информацию более доступной. Все это приводит к экономии бюджетов и повышению конкурентных позиций на рынке».

***

Денис Кувшинников, директор департамента интерьеров компании ABD architects

«Нейросети сейчас — это еще один собеседник за столом переговоров с заказчиком и архитектором. Ключевая его компетенция — это высокая скорость создания картинки, текста, эскиза. Это дает возможность архитектору и заказчику найти общий язык, получить альтернативную точку зрения, устроить «мозговой штурм». Из определенного количества сгенерированных картинок могут появиться какие-то элементы или цветовые сочетания, фрагменты, которые понравятся заказчику, и благодаря им архитектор сможет лучше прочувствовать задачу и в будущем выдать более ожидаемый для заказчика результат. Ключевой недостаток — качество. Картинки, сгенерированные нейросетями, не идут ни в какое сравнение с 3D-визуализациями: размеры, масштаб и другие детали никогда не совпадают с реальным помещением, мебель, ковровое покрытие, освещение — нереалистичное, они часто содержат ляпы и ошибки. Даже когда, используя нейросети, мы вставляем объекты в картинку с реальным помещением, то из результата можно максимум почерпнуть идеи, мысли, образы, но никогда не получить готовый проект. Все, что сейчас создается с помощью нейросетей, невозможно построить, картинки попросту неприменимы к реальности, а также отсутствует возможность трансформации сгенерированных картинок в чертежи. Помимо этого, они не отвечают многим требованиям — ни законодательным, ни функциональным, ни даже порой рациональным. На данный момент единственная польза от нейросетей для архитектора — это скорость генерации идей. И при всем при этом у архитекторов, которые осваивают этот инструмент и освоят его, гораздо больше будущего: если не идешь в ногу со временем, то, вполне вероятно, останешься позади. «Собеседник за столом» пока ребенок, обладающий энциклопедическими знаниями, но в будущем он научится гораздо качественнее использовать данные знания. Скорость его роста поразительна. На мой взгляд, на данный момент нейросети — это помощник архитектору. И в будущем это будет так же, если речь идет о так называемой уникальной архитектуре. Но что касается типовой архитектуры, то вполне возможно, что массовый, простой продукт скоро будет создаваться нейросетями: типовые детские сады, типовое жилье и так далее. И тогда нейросети смогут стать конкурентом архитектору».

***

Тимур Абдуллаев, руководитель архитектурного бюро Archinform

«Думаю, нейросети и взаимодействие с ИИ — это еще одна технология, которая объективно входит в нашу жизнь. Причем в IT-сфере это случилось уже давно, и это не вызвало массового обсуждения и переполоха! Сама по себе архитектура охватывает многие сферы знаний, поэтому архитектор — немного культуролог, социолог, экономист, маркетолог, а теперь еще и айтишник: Toolbar постоянно дополняется новыми значками. Архитекторы вынуждены агрегировать большое количество знаний и новых технологий, и, по сути, архитектурные бюро являются высокотехнологичными IT-компаниями. В профессии уже есть целые подразделения специалистов, основная задача которых — не проектирование, а оперирование цифровыми системами, технологии BIM-проектирования — хороший пример. С нейросетями происходит похожий процесс: появляются специалисты, задача которых — точно сформулировать запросы. И это уже сейчас становится отдельным направлением профессиональной деятельности. Но здесь важно правильно оценивать текущие возможности технологии, чтобы понимать, чем она способна помочь в работе архитектору. Было бы хорошо, например, разгрузить архитектора от работы с подбором аналогов и других задач, где не нужны уникальные творческие решения. Но есть две проблемы, которые меня волнуют. Во-первых, мы должны понять, как работа с ИИ будет регулироваться с точки зрения авторского права? Нейросеть генерирует продукт на основе уже загруженных в нее образов и текстов, являющихся элементами авторского права. Эта сфера законодательно никак не регулируется, но это только пока не возникло серьезного прецедента. Во-вторых, нужно понять, кто берет на себя ответственность за ошибки нейросетей? Нарисовать эскизы и повесить на стену — одно, но когда машина вовлечена в расчетную модель здания и расставляет колонны, например, — кто будет виновным в случае, если здание упадет? Уверен, что интеллектуальная емкость архитектуры как комплексной инженерно-творческой деятельности не обойдется без физического автора как субъекта и без личной ответственности архитекторов за результат! И в ближайшее время нейросети не выйдут за рамки операционных инструментов при разработке архитектуры и реализации проектов».

***

ChatGPT, чат-бот на основе нейросети

«Нейросети, ИИ и другие новшества в области IT могут служить и помощниками, и конкурентами для архитекторов. ИИ и нейросети могут помочь в создании визуализаций, анимаций и моделировании зданий, что ускоряет процесс проектирования. Их можно использовать в анализе данных, выявить паттерны и тенденции, которые могут быть полезными при разработке концепций. В то же время компьютеры могут сами создавать проекты, конкурируя с архитекторами. Использование роботов и автономных систем в строительстве может уменьшить спрос на ручной труд. В будущем роль архитекторов может эволюционировать: они могут стать партнерами ИИ или должны будут соревноваться с ним в части аспектов работы».

***

Татьяна Осецкая и Александр Салов, архитектурное бюро Osetskaya.Salov

«Мы, кстати, с ответом ChatGPT полностью согласны. Отчасти некоторые специалисты уже превратились в операторов нейросетей. Несмотря на свою кажущуюся простоту, диалог с ИИ — очень непростой процесс. С одной стороны, нейросеть не может не дать ответ на запрос, с другой — каков запрос, таков и ответ. Получается, что для успешной работы оператор или пользователь должен быть не просто хорошо подготовлен, а четко понимать задачу и предвидеть результат. Для нас, архитекторов, ИИ — большой помощник не только в поиске форм, идей, но и смыслов. В переборе вариантов ему нет равных, и человеческий мозг не в состоянии обработать такое количество запросов и решений. Мы считаем, что, пока от архитекторов требуется смысловое наполнение и одухотворение архитектуры, наша профессия в безопасности. Есть области архитектуры, где применимо масштабирование и тиражирование, и там ИИ сможет заменить людей довольно быстро. Но ИИ никогда не создаст нечто, не существовавшее на Земле. В отличие от человека, который всегда стремится выйти за пределы сознания».

***

Сергей Труханов, руководитель архитектурного бюро T+T Architects

«Слухи о всемогуществе ИИ на его актуальном уровне развития слишком преувеличены. Но стоит признать, что такие технологии уже стали очень полезным инструментом упрощения линейных задач и работы с информацией. Если говорить о бизнес-практике, то нам сейчас в большей степени интересны именно текстовые нейросети, такие как Notion AI на базе ChatGPT. Они позволяют решить утилитарные задачи по ускорению, полировке и оптимизации различных процессов. ИИ уже преображает деловой мир и становится незаменимым помощником любого проектировщика. Вскоре он станет отвечать за большую часть поиска, анализа и компиляции данных. Он все чаще переключает на себя различные рутинные дела, поэтому мы видим, как наши бизнес-процессы преображаются буквально здесь и сейчас. ИИ — отличная вещь для генерации новых идей по заданному вопросу, ведь таким образом он помогает искать свежие и не всегда очевидные тренды и идеи. Помимо всего прочего, мы уменьшаем время написания массивов текстов, особенно шаблонных. Благодаря ИИ на порядок улучшается уровень коммуникации между всеми участниками проекта. Так, архитектор проводит свой технический текст через нейросеть, чтобы удостовериться, что заказчик точно поймет его в понятной и доступной ему форме. То, на что ранее требовались недели и даже месяцы ручного труда, сейчас попадает в зону ответственности данных технологий. Это дарит архитекторам самый бесценный ресурс — время, которое можно потратить на креатив».

Словом, машинный интеллект не погубит профессию и не оставит архитекторов без работы до тех пор, пока не обретет самосознание. А это пока находится в области научной фантастики, уверен Сергей Труханов. Пока…