Как в России используют подешевевшие морские контейнеры и можно ли в них жить?
Сегодня в Сети, в том числе и на сайтах для размещения объявлений, можно увидеть предложения о покупке жилых домов, сделанных из морских контейнеров. Вот одно из них: домик площадью около 13 квадратных метров, сделанный из двадцатифутового контейнера, за 950 тысяч рублей. Дом из сорокафутового контейнера площадью около 26 квадратных метров — от 1,6 млн рублей.
Большая часть этой суммы — это затраты на утепление и отделку, рассказал Business FM представитель компании BIZBOXS Виктор Ширяев:
Виктор Ширяев представитель компании BIZBOXS «Мы покупаем их примерно от 120 тысяч рублей. Цена маленького бокса у нас начинается от миллиона рублей. Это цена двадцатифутового дома. Он полностью отделанный «под ключ», без мебели. Утепленный, пенополиуретан. Спрос на дома из морских контейнеров хороший. Наша компания на рынке не так давно, но спрос уже приличный».
У таких домов есть очевидный минус — это ограничения по планировке. По сути, всегда получается вагон. Но компании, которые собирают такие дома, могут поставить несколько контейнеров рядом, убрать длинные стены между ними и собрать дом любой планировки. А еще поставить контейнер сверху — хоть вдоль, хоть поперек, с выносом части контейнера, с парящими конструкциями и так далее. Но это будет уже гораздо дороже. Есть и другие нюансы. Возможны проблемы с мобильной связью — это же железная коробка. Решается эта проблема панорамным остеклением. А еще контейнеры нужно проверять на радиацию — кто знает, что в них возили раньше. Так или иначе в Сети можно найти тысячу аргументов за строительство жилого дома из контейнеров и тысячу аргументов против.
Но если дом строится из новых контейнеров, нормальный дом (не 13 квадратов с планировкой вагона) стоит не дешевле тех же модульных каркасных домов, признает руководитель компании Steel House Альберт Караван. И спрос на жилые дома из контейнеров невысок, а вот бизнес распробовал, утверждает он:
Альберт Караван руководитель компании Steel House «Это какие-то мобильные точки отдела продаж, потому что это действительно выгодно. Каркасник или какой-то офис из сэндвич-панелей ты с собой не заберешь, краном не поставишь на автомобиль и не перевезешь на другую стройку. А вот строительным компаниям это интересно: здесь они отстроили жилой квартал, им надо в другом месте установить офис продаж. Зачем новый строить, если этот можно за один день демонтировать, отвезти и там за один день смонтировать? Очень удобно, стильно. Когда небольшие размеры, очень быстро делается».
А еще это мастерские, шиномонтажки, барбершопы и так далее. Рынок перспективный, указывает гендиректор компании «Инвестиционные технологии» Дмитрий Котровский:
Дмитрий Котровский гендиректор компании «Инвестиционные технологии» «Сейчас в России очень распространена тема глэмпингов. Я слежу и читаю статьи: люди показывают очень неплохую экономику. А экономика там, по сути, состоит из того, что люди готовы за выходные заплатить много денег, при этом [есть большая] разница между затратной частью CapEx и тем, что можно получить в качестве прибыли. Предприниматель, который занимается подобным направлением, практически не вкладывается в инфраструктуру, но при этом дает возможность людям оказаться на несколько дней наедине с природой. Есть еще строители. То, что мы видим на сегодняшний день в части выданных разрешений на строительство и стройки, а также на инфраструктурные объекты и дорожные проекты, о которых недавно заявлял президент, скорее всего, это стройгородки, которые в первую очередь делаются из бытовок и сборных контейнерных конструкций. Я думаю, что генподрядные организации будут вынуждены [содействовать], если они поймут, что такое предложение есть, оно открыто и можно использовать какую-то коммерческую договоренность в части приобретения всего этого. Тогда это может разъехаться по всей стране».
Интерес к этому бизнесу подогревает еще один факт. По данным торговой платформы Container xChang, в России скопились 150 тысяч китайских контейнеров. В Россию из Китая идут очень много товаров в контейнерах, а РФ в КНР в них не поставляет почти ничего. А отправлять в Китае пустой контейнер слишком дорого.
По данным Bloomberg, в России контейнеры продаются почти в два раза дешевле, чем в других странах: средняя цена на покупку подержанного сорокафутового контейнера — 600 долларов, в феврале 2022 года цена составляла более 4 тысяч долларов. Собеседники Business FM говорят, что цены действительно падают, но не настолько. Лучшее предложение на реальном рынке — 700 долларов за бывший в употреблении контейнер в 20 футов. Зато причин для того, чтобы цены на контейнеры в России росли, сейчас нет.