Войти в почту

В противовес Икее: как посуда ручной работы завоевывает рынок

В современном мире, насыщенном массовым производством и однотипными предметами, ручная работа становится все более востребованной. Это относится не только к искусству и ремеслам, но и к предметам повседневного использования, таким как посуда. Почему посуда ручной работы набирает популярность и в чем ее преимущество перед ушедшими брендами? — рассказывает Светлана Макарова, предприниматель, популяризатор крафтерской индустрии в России, основатель Международного фестиваля хэндмейд-мастеров.

В противовес Икее: как посуда ручной работы завоевывает рынок
© Eva.ru

Уникальность и дань историческому прошлому

Посуда — одно из первых изделий, которые человек сделал своими руками. Авторская посуда, созданная вручную — это красная нить, связывающая нас с историей человечества, нашими предками.

Как и другие изделия ручной работы, авторская посуда уникальна. Это всегда штучные или эксклюзивные изделия. Благодаря огромной вариативности цветов, фактур, форм и сюжетов, можно найти не просто красивую вещь, а выбрать тарелку, чашку или кружку идеально подходящую вам. Есть возможность собрать авторский сервиз, выполненный в едином стиле, или собрать коллекцию посуды для любого гостя в вашем доме и разного настроения.

Почему авторская посуда становится востребованной?

Авторские вещи — это осознанная медленная культура потребления, формирование бережного отношения, умение чувствовать энергию вещей. Хочется верить, что этот тренд только набирает обороты. Как сказал один известный гончар: «В век тиража ценится именно душа».

Вторая причина — санкции и дефицит товаров, к которым мы привыкли. Из-за этого мы видим количественный всплеск производства вещей ручной работы. Кроме того, есть потребность заменить аналогами те товары, которые ушли с рынка. Покупатели вынуждены искать и выбирать новые решения.

Может ли авторская посуда составить конкуренцию масс-маркету?

Сложно оценить процентное соотношение посуды из масс-маркета и авторских изделий, но эти два направления конкурируют всегда. На одной чаше весов понятная, простая, универсальная посуда за сравнительно небольшие деньги. На второй — уникальные изделия ручной работы, которые стоят порой даже дешевле посуды массового производства. С каждым годом растет число тех, кто выбирает второе.

Где искать авторскую посуду?

Изготовлением авторской посуды занимаются ремесленники. Это могут быть совсем маленькие мастерские или крупные керамические школы. Посуда может обжигаться в профессиональных печах или в собранных на дачном участке вручную.

Посуду ручной работы легко найти в социальных сетях, на маркетах и фестивалях. Очные мероприятия — не редкость для больших городов. А вживую выбирать посуду намного приятнее и интереснее.

Цена и качество

Авторская посуда — это не предмет декора, как многие думают. Ей можно пользоваться на постоянной основе, мыть в посудомоечной машине, греть в микроволновке. В утилитарных свойствах она ничем не проигрывает посуде из масс-маркета — все долговечно, качественно и максимально функционально.

Как правило, цена авторской посуды выше, чем посуды из Икеа, например. Но если мы будем сравнивать посуду для ресторанов из Англии, то ремесленники могут составить ей ценовую конкуренцию.

Ручной труд всегда стоит дороже. Так как само производство дороже в себестоимости и требует ручного труда. Кроме того, высокая стоимость оправдана уникальностью идеи, эксклюзивностью и качеством посуды.

Стоит ли начинать свое производство посуды и выгодно ли конкурировать с масс-маркетом?

Бизнес по изготовлению авторской посуды не отличается от любого другого — нужно найти свою аудиторию и суметь продать. Если вы сохраняете аутентичность своего бренда, выстраиваете философию и ценности, у вас есть возможность вырасти из маленькой мастерской в большое производство и действительно хорошо зарабатывать.

Если говорить о конкуренции с масс-маркетом, то это совершенно разные идеи и концепции. Начинающим ремесленникам лучше ориентироваться на известных мастеров авторской посуды. Они эстетично оформляют свои соцсети, «упаковывают» товары и образуют собственные живые комьюнити с покупателями — в этом настоящая ценность и уникальность.

Сейчас очень благоприятная почва для развития мастерских с товарами ручной работы. В обществе сформировалась потребность на возвращение традиций, возрождение культурного кода. Для этого не обязательно иметь крупный бизнес. Все это могут сделать небольшие аутентичные производства, создающие уникальные вещи с душой и человеческим теплом.

Света Макарова

— предприниматель, популяризатор крафт-культуры в России, организатор крупнейшего фестиваля профессиональных мастеров ручной работы.